Архив новостей

Обратно к архиву
Возьмите ребенка в театр сегодня!

Приветствие Франциско Инохоса, одного из ведущих мексиканских детских писателей.

Не имея какого-либо театрального опыта, кроме того, что в детстве меня часто водили в театр, в семнадцать лет я поставил спектакль, в котором играли мои друзья и одноклассники. Его показывали в нашей средней школе и еще в некоторых местах, где собиралась публика. Спектакль назывался «Генеральная репетиция». Он затрагивал тему наркотиков и, как следовало из названия, состоял из мизансцен. Пьесу сочинил мой отец, чье врожденное актерское дарование проявилось еще тогда, когда он, будучи молодым человеком, участвовал в спектаклях местных благотворительных организаций. В дальнейшем ни он, ни я с театром своих судеб не связали, но я стал заядлым зрителем и читателем пьес.
Позднее мои встречи с театром, как ни странно, стали проходить несколько иным образом: последние двадцать лет некоторые из моих рассказов для детей стали адаптировать для сцены. Поначалу я просил, чтобы мне присылали инсценировки на утверждение. Но со временем перестал это делать, дав полную свободу действий тем, кто работает с пониманием того, что сам по себе переход от рассказа к драме, что-то дает. Некоторые из этих спектаклей я видел, о других узнавал из прессы или Интернета.
К литературному содержанию текста кто-то относится достаточно почтительно, а для кого-то оно источник вдохновения для создания нового произведения. Так, мой рассказ «Самая плохая леди в мире» (The Worst Lady in the World), который инсценируют наиболее часто, был представлен и как монолог, и в виде марионеток, и в виде теневого театра кукол, и в качестве драматического чтения или школьного спектакля, и полноценной профессиональной постановкой. Один режиссер рассказывал, что однажды ему даже пришлось спасать актрису, исполнявшую главную роль, от рассерженной молодежной аудитории, которая видела в ней подлинное воплощение зла: настолько в коллективном воображении слились реальность и вымысел. Я также был свидетелем того, как во время спектакля дети, знакомые с литературным источником, выказывали недовольство тем, что актеры произносят текст, далекий от оригинала.
Хорошо рассказанная со сцены история увлекает детей. Выходя после спектакля из театра, им кажется, что окружающий мир как-то изменился: спектакль его коснулся, и это позволило заглянуть за его границы. Часто зритель испытывает катарсис, позволяющий увидеть себя в персонажах и ситуациях. В отличие от уединенности во время чтения, на сцене прочитанная история словно делает прыжок – теперь она происходит на наших глазах, и мы можем делиться увиденным с другими. Мы уже не единственные свидетели. История оживает за пределами нашего воображения и каким-то образом превращает нас в главных героев: мы доверяем персонажам наши эмоции и страхи, наши желания и разочарования.
Когда литература, музыка, поэзия, танцы, песни, игры, магия, трюки получают сценическое воплощение, все они приобретают гармоничную собранность, благодаря инструментам театрального искусства: свету, декорациям, костюмам, гриму, реквизиту. Вклад в культурное наследие, сделанный с акцентами на литературу и театр, вне сомнения, влияет на детей, помогая им проявлять фантазию и искать в жизни больший смысл.

Франциско Инохоса (Francisco Hinojosa, род. в 1954г. в Мехико) – один из ведущих мексиканских детских писателей. В начале литературной карьеры увлекался поэзией, прежде чем начал писать новеллы и рассказы для детей. В 1984 г. Инохоса получил премию IBBY (International Board on Books for Young People) за книгу «Старуха, которая ела людей» (La vieja que comía gente) и опубликовал десять книг в издательстве FCE. В том же году был выбран Национальным советом по культуре и искусству Мексики «послом» популяризации и продвижения мексиканской литературы для детей и молодежи.

Новости

30.09.2023

Молодёжный театр Алтая представит «Василиссу» на Всероссийском фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!»

29.09.2023

На спектакли октября за полцены

28.09.2023

Газета «Культура»: театральный праздник на Алтае – в Барнауле выбрали лучшие молодёжные спектакли

27.09.2023

«Вести – Алтай»: в Барнауле определили лауреатов Пятого Всероссийского театрального фестиваля им. Валерия Золотухина

25.09.2023

«Вечерний Барнаул»: энергетический обмен – гран-при Золотухинского фестиваля завоевал новосибирский театр «Старый дом»

Министерство культуры Алтайского края: в Алтайском крае назвали лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина

«Вечерний Барнаул»: работы алтайских театров отметили на Пятом Всероссийском театральном фестивале им. В.С. Золотухина

Молодёжный театр Алтая представит «Василиссу» на Всероссийском фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!»

Уже в эти выходные Молодёжный театр Алтая станет участником Всероссийского фестиваля-конкурса «Кузбасс-fest: театр здесь!». В афишу включили страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной в постановке режиссёра Виктории Печерниковой.

Программа фестиваля состоит из нескольких этапов: мастер-классы, просмотры спектаклей и режиссёрская лаборатория «Немаленькие герои нашего времени». В этом году «Кузбасс-fest» посвящён Году педагога и наставника, а его тема: «Дети и взрослые: из прошлого в будущее!»

МТА принимает участие в фестивале в формате онлайн. Трансляция спектакля «Василисса» состоится в группе фестиваля-конкурса 1 октября, начало в 16:00. Вживую увидеть страшную сказку можно 21 октября. Билеты в продаже, телефон кассы театра: 503-503.

На спектакли октября за полцены

В октябре Молодежный театр Алтая по многолетней традиции запускает специальную акцию для пенсионеров. В преддверии месячника пожилого человека МТА приготовил подарок для зрителей почтенного возраста – билеты на спектакли со скидкой 50% от стоимости.

У пенсионеров есть возможность побывать на самых популярных и совсем новых спектаклях театра:
– «Бойцовский клуб» Чака Паланика (5 октября);
– «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (7 октября);
– «Марьино поле» Олега Богаева (8 октября);
– «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера (12 октября);
– «Прощание в июне» Александра Вампилова (13 октября);
– «Фауст» Александра Шевцова (19 октября);
– «Гроза» Александра Островского (20 октября);
– «Василисса» Марии Малухиной (21 октября).

Билет по льготной цене можно купить в кассе театра, её телефон – 503-503. Единственное условие участия в акции – предъявление пенсионного удостоверения при приобретении билета.

Газета «Культура»: театральный праздник на Алтае – в Барнауле выбрали лучшие молодёжные спектакли

Победителей Пятого всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина определило жюри под председательством режиссера и театрального педагога Адольфа Шапиро.

В конкурсную программу фестиваля вошли 12 спектаклей, привезенных из разных городов России. С 18 по 24 сентября театральные залы столицы Алтайского края были полны, а разнообразие зрительских реакций, как водится, удивляло. В общем-то, это нормально, когда одна и та же постановка имеет оценки и «ничего особенного», и «отлично, восхитительно». Печальнее, когда зритель спрашивает: «А где шинель-то, не поняла. И кто эта женщина в белом возле Башмачкина?» В общем, и это не новость, далеко не все читают театральную метафору, понимают иносказательный язык. Будем надеяться, это дело поправимое, тем более что барнаульский фестиваль молодой – и по зрительской аудитории, и по времени существования в российском театральном пространстве.

Успех театральной постановки складывается из многих составляющих. Имеют значение и качество литературного материала (сценарная основа), и мастерство режиссера, и актерская игра. Но бывает так, что литературный материал откровенно слаб, в нем попросту стерт язык (этим грешат многие современные пьесы), но при этом актеры демонстрируют хорошую игру. «В этом спектакле диплом можно давать каждому артисту, каждому из пятнадцати, – сказала на встрече, посвященной подведению итогов фестиваля, член жюри театровед Ольга Никифорова. – Поэтому спектакль «Интуиция» Алтайского драматического театра имени В.М. Шукшина стал победителем в номинации «Актерский ансамбль».

Бывает наоборот. Отличная литературная основа – рассказы Виктора Астафьева, к тому же и выбор редкий: не так часто прозу Астафьева ставят на сцене. Но спектакль «Фотография, на которой меня нет» Кемеровского театра для детей и молодежи выдающимся театральным событием не стал. Вероятно, зрителей в зале (никто не ушел тем не менее) удержал сам Виктор Петрович – энергетикой текста, щедрым народным языком, а также исполнительница роли бабушки актриса Ольга Червова. Ей и был вручен диплом «За лучшую женскую роль».

В номинации «За лучшую женскую роль второго плана» отмечена Юлия Миневцева, создавшая острохарактерный «с профессиональной деформацией» образ завуча Ангелины Григорьевны в спектакле «Чужие письма» Челябинского государственного драматического «Молодежного театра». Актер Молодежного театра Алтая Андрей Одинцов получил диплом «За лучшую мужскую роль второго плана», а это – Плюшкин в «Мертвых душах».

Две награды – «Лучшая работа художника» и «За важное художественное высказывание» – у спектакля «Сахарный ребенок» Нового молодежного театра из Нижнего Тагила. «Мир, который придумала художник-постановщик Анастасия Копылова, захватывает эмоционально, он уютен и притягателен», – отметила театровед и член жюри Татьяна Цветкова. При этом тема спектакля непростая: пятилетняя Эля и ее мама из доброго прекрасного мира попадают в заключение, в лагерь, их папа и муж признан врагом народа. Мама, чтобы сохранить дочери детство, превращает все тяготы жизни в калейдоскоп неожиданных историй из мирового искусства – мифологии, литературы, музыки. Зритель внимает рассказу о силе человеческого духа, о внутренней свободе, и подан он столь доступно и красочно, что на постановку допускаются дети с 6 лет. Этот спектакль, единственный из двенадцати, адресован младшей возрастной категории.

«Лучшую режиссерскую работу» жюри увидело в спектакле «Звездный час по местному времени» Няганского театра юного зрителя, режиссер Сойжин Жамбалова. Это как раз та постановка, которая получила полярные зрительские оценки. Вот комментарий «Культуре» по поводу этого спектакля от режиссера Виктора Захарова: «Я дал бы няганскому спектаклю самый высший приз, безоговорочно. Может быть, этот материал не выходит на какие-то высокие ранги с точки зрения эстетики театра, но в нем режиссер вместе со своим коллективом сыграли гибель поэта. Это спектакль о человеке, покидающем свою Родину. Это тонкая и многослойная работа. В других спектаклях можно увидеть общие места, нечто одинаковое, а в этом – я не заметил заимствований с других театральных площадок».

Барнаульские театралы, обсуждая спектакли, делали ставки на Гран-при. Ставили на «Врача» по прозе Михаила Булгакова в постановке Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина и «Петерса» по рассказу Татьяны Толстой, представленного Новосибирским государственным драматическим театром «Старый дом». По мнению барнаульского театрального критика Елизаветы Гундариной, открытием фестиваля все же стал «восхитительный «Врач» режиссера Андрея Шляпина». Хотя бы потому, что спектакль молодой и не успел «засветиться» в списках известных театральных премий, как «Петерс». «Врач» победил в двух номинациях – «Лучшая мужская роль» и «Надежда сцены». Обладателями дипломов стали исполнитель главной роли – врача Бомгарда – Михаил Тихомиров и молодая актриса Маруся Киликеева, играющая роль акушерки Анны Николаевны. Уточним, «Надежда сцены» присуждается актерам до 25 лет.

Гран-при взяла трагикомедия «Петерс». Все сошлось в этой работе. Хлесткий, все еще новый язык Толстой (хотя рассказ появился на свет около 40 лет назад). Редкий почерк режиссера Андрея Прикотенко, сочетающего в постановке сентиментальность и шарж, психологический надрыв и сатиру, а финал приправляющего едва уловимой «моралью». Блистательная работа актеров – Анатолия Григорьева, исполнителя роли Петерса, и Тимофея Мамлина, рассказчика. И если Анатолий «играет» пластикой, движением, мимикой, физической формой и выносливостью, то Тимофей (актер с прекрасной дикцией; отмечаем, ибо редкость) говорит все два часа, что длится спектакль, и находит оригинальные образы и интонации для всех героев, включая автора. Отдельную партию ведет костюм толстяка, надетый на спортивное тело Анатолия Григорьева (художник – Ольга Шаишмелашвили).

«Золотухинский фестиваль важен тем, что ориентирован на молодежь. Он соскребает со всех российских афиш спектакли для молодежи, и здесь отстаиваются предпочтения для молодежной и подростковой части зрителей. Важен он и именем Валерия Сергеевича Золотухина. Основа фестиваля – Золотухин. Он является одним из основателей московского Театра на Таганке, и мы знаем, что благодаря ему было воссоздано здание для Молодежного театра Алтая. А теперь в этом храме искусства проводится фестиваль имени Золотухина», – поделился с «Культурой» театральный режиссер из Барнаула Виктор Захаров.

Лариса Вигандт

Источник: газета «Культура»

«Вести – Алтай»: в Барнауле определили лауреатов Пятого Всероссийского театрального фестиваля им. Валерия Золотухина

12 трупп молодёжных театров со всей страны приехали на Алтай, чтобы показать свои постановки. Гран-при фестиваля присудили спектаклю «Петерс» новосибирского театра «Старый дом». Награда за лучшую женскую роль уехала в Кемерово, за лучшую мужскую – в Лысьву, а за лучшую работу режиссера – в Няганский ТЮЗ. В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победил актёр Молодежного театра Алтая Андрей Одинцов за образ помещика Плюшкина в спектакле «Мёртвые души». Следующий театральный фестиваль имени Валерия Золотухина пройдёт на Алтае через два года.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Вечерний Барнаул»: энергетический обмен – гран-при Золотухинского фестиваля завоевал новосибирский театр «Старый дом»

В Барнауле завершился Пятый Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. На протяжении недели зрители краевой столицы увидели 13 спектаклей самых разных жанров и направлений. Причем соотношение классики и современной драматургии здесь было примерно одинаковым.

Классика в новом покрое

Классический материал представлен на фестивале такими именам, как Гоголь, Булгаков, Островский, Астафьев. Но всякий раз известный всем сюжет переосмысливался режиссерами так, чтобы максимально приблизить историю к сегодняшним реалиям. К примеру, Лысьвенский театр драмы представил на суд зрителей и фестивального жюри спектакль «Врач» режиссёра Андрея Шляпина (в 2015 году он участвовал в творческой мастерской Алтайского краевого театра драмы «С Пушкиным на дружеской ноге»). Булгаковские «Записки юного врача» он представил как мистическую драму, где на сцене наряду с чертовщиной присутствуют и отсылки к Шерлоку Холмсу, а также к сериалу «Интерны». Поэма Гоголя «Мертвые души» подана Молодёжным театром Алтая как «история грандиозной аферы». Причем в спектакле, предназначенном для зрителей 12+, много поют и танцуют, актёры то и дело ведут прямые трансляции с помощью смартфонов, а на экране при случае появляется расшифровка вышедших из обихода слов. По-новому была скроена и гоголевская «Шинель», представленная новосибирским театром «Глобус» как «чёрный анекдот». В этом спектакле остро звучала тема буллинга, отсутствия эмпатии к ближнему, а личность самого Акакия Башмачкина оказывается максимально приближена к современному зрителю.

Исповедальный театр

Но всё же большая часть фестивальных спектаклей была создана на основе современной драматургии. Это и «Интуиция» Алтайской драмы, рожденная из специально написанной для барнаульского театра пьесы Александра Цыпкина, и постановка Буинского драмтеатра (Татарстан) «Шобага», которая изначально задумывалась как вербатим, но переросла в нечто другое. В любом случае, как считает Ольга Никифорова – театровед, драматург, арт-директор множества фестивалей и член жюри Пятого Золотухинского, современный материал – это чаще всего тот, который «говорит» со зрителем, помогает узнать нечто большее о себе благодаря чужим историям.

«Сегодня театр становится исповедальным, говорящим со зрителем на понятном языке, – рассуждает Ольга Петровна. – Есть мнение, что все хорошие тексты давно написаны. Но современная драматургия всякий раз открывает новые грани. Это всегда про нас, про то, что болит сейчас, и в этой, казалось бы, отстраненной истории узнать себя может каждый».

Так, спектакль Нового молодёжного театра из Нижнего Тагила «Сахарный ребёнок» – это тоже история, касающаяся всех. Хотя в ней рассказывается о пятилетней Эле, жизнь которой меняется после того, как её отца объявляют «врагом народа», и их с матерью отправляют в киргизский спецлагерь. Чтобы сохранить ребёнку детство и не позволить впасть в отчаяние, мать превращает всё обрушившиеся тяготы и лишения в калейдоскоп увлекательных историй. Всё это рассказано языком предметного театра с помощью кукол и 18 чемоданов, в каждом из которых скрыты целые миры.

Спектакль «Петерс» новосибирского театра «Старый дом» – это история о непрожитой жизни, когда в детстве за ребёнка решали все, а потом у него не получилось в этот мир вписаться. В итоге небольшой рассказ Татьяны Толстой о нелепом человеке благодаря режиссёру Андрею Прикотенко превратился в метафору, обрел некий космический смысл.

Вековая история

По традиции одним из важных разделов Золотухинского фестиваля является образовательная программа от Российского академического молодежного театра. На этот раз в неё вошли лекции, мастер-классы, семинары, посвященные драматургии для детей и подростков, методам обсуждения спектаклей, возрастным особенностям восприятия театрального искусства. По словам режиссёра-педагога, руководителя клубных программ РАМТ Аллы Лисициной, если театр для взрослых насчитывает двухтысячную историю, то детскому театру всего лишь около ста лет. Причём благодаря открытиям педагогов и психологов постепенно менялось отношение к подрастающему зрителю, для которых стали создаваться не только игровые, но и абстрактные спектакли, где широко применяются эксперименты с театральной условностью. Подобные обсуждения оказались очень полезными для директоров театра, специалистов по работе со зрителем, театроведов и театральных критиков.

«На целую неделю Барнаул превратился в театральный центр страны, где можно было увидеть спектакли, недоступные для столичной публики, поучаствовать в обсуждении тем, волнующих руководство театров для детей и молодежи, – считает театровед, театральный менеджер, член жюри Пятого Золотухинского Татьяна Цветкова. – Подобные фестивали – это не только возможность понять, как развиваются театры в регионах, но и обмен энергиями, мыслями, творческими замыслами».

Напоминаем, итоги фестиваля:
– Гран-при – «Петерс» Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом»;
– «Лучшая женская роль» – Ольга Червова в роли Бабушки в спектакле «Фотография, на которой меня нет» Кемеровского театра для детей и молодёжи;
– «Лучшая мужская роль» – Михаил Тихомиров в роли Владимира Бомгарда в спектакле «Врач» Лысьвенского театра драмы;
– «Лучшая женская роль второго плана» – Юлия Миневцева в роли Завуча Ангелины Григорьевны в спектакле «Чужие письма» Челябинского государственного драматического «Молодежного театра»;
– «Лучшая мужская роль второго плана» – Андрей Одинцов за исполнение роли Помещика Плюшкина в спектакле «Мертвые души» Молодёжного театра Алтая;
– «Лучшая работа режиссёра» – Сойжин Жамбалова за постановку спектакля «Звездный час по местному времени» Няганского театра юного зрителя;
– «Лучшая работа художника» – Анастасия Копылова за художественное оформление спектакля «Сахарный ребенок» Нового молодежного театра из Нижнего Тагила;
– «Надежда сцены» – Маруся Киликеева за исполнение роли Анны Николаевны (акушерки) в спектакле «Врач» Лысьвенского театра драмы.
– Специальный приз «За важное художественное высказывание» – Новый молодежный театр из Нижнего Тагила за спектакль «Сахарный ребёнок», спектакль «Интуиция» Алтайского краевого театра драмы был отмечен в номинации «Актёрский ансамбль».

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Министерство культуры Алтайского края: в Алтайском крае назвали лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина

24 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. За неделю свои спектакли представили 12 творческих коллективов со всей страны. Каждый претендовал на победу в одной из номинаций фестиваля.

В состав жюри в этом году вошли известные деятели театрального дела Ксения Аитова, Ольга Никифорова, Татьяна Цветкова и Марина Шимадина, председателем жюри выступил легендарный Адольф Шапиро. Их обсуждение было долгим и жарким, в некоторых номинациях решение было принято сразу и единогласно, в других мнения экспертов разошлись и каждый доказывал право на победу своего кандидата.

В итоге в список лауреатов Пятого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина вошли:

в номинации «Лучшая женская роль» – Ольга Червова за исполнение роли Бабушки в спектакле «Фотография, на которой меня нет» по мотивам рассказов В. Астафьева Кемеровского театра для детей и молодёжи;

в номинации «Лучшая мужская роль» – Михаил Тихомиров за исполнение роли Владимира Михайловича Бомгарда в спектакле «Врач» по мотивам произведений М. Булгакова Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина;

в номинации «Лучшая женская роль второго плана» – Юлия Миневцева за исполнение роли Завуча Ангелины Григорьевны в спектакле «Чужие письма» по киносценарию Н. Рязанцевой Челябинского государственного драматического «Молодёжного театра»;

в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» – Андрей Одинцов за исполнение роли Помещика Плюшкина в спектакле «Мёртвые души» Н. Гоголя Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина;

в номинации «Лучшая работа режиссёра» – Сойжин Жамбалова за постановку спектакля «Звёздный час по местному времени» Г. Николаева Няганского театра юного зрителя;

в номинации «Лучшая работа художника» – Анастасия Копылова за художественное оформление спектакля «Сахарный ребёнок» по повести О. Громовой Нового молодёжного театра, Нижний Тагил;

в номинации «Надежда сцены» – Маруся Киликеева за исполнение роли Анны Николаевны (акушерки) в спектакле «Врач» по мотивам произведений М. Булгакова Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина.

Некоторые спектакли жюри фестиваля не могло обойти стороной. Специальный приз «За важное художественное высказывание» получил Новый молодёжный театр из Нижнего Тагила за спектакль ««Сахарный ребёнок» по повести О. Громовой. Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина за спектакль «Интуиция» А. Цыпкина отметили в номинации «Актёрский ансамбль».

«Гран-при» фестиваля в 2023 году присудили спектаклю «Петерс» по рассказу Т. Толстой Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом».

Завершился Пятый Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина показом спектакля Российского академического Молодёжного театра. Коллектив из Москвы показал в Барнауле комедию Александра Островского «Свои люди – сочтёмся» в постановке режиссёра Егора Равинского.

Источник: Министерство культуры Алтайского края

«Вечерний Барнаул»: работы алтайских театров отметили на Пятом Всероссийском театральном фестивале им. В.С. Золотухина

24 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась церемония награждения лауреатов V Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. За неделю свои спектакли представили 12 творческих коллективов со всей страны. Каждый претендовал на победу в одной из номинаций.

Работы алтайских театров не остались без внимания строгого жюри.

В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» был отмечен актёр Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина Андрей Одинцов за исполнение роли помещика Плюшкина в спектакле «Мёртвые души». Хотя сам спектакль на обсуждении подвергся критике жюри, актёрская работа понравилась.

В номинации «Актёрский ансамбль» отметили работу Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина – спектакль «Интуиция».

Источник: «Вечерний Барнаул»

Афиша
Новости
Соцсети