Живой театр: критик Ирина Алпатова поделилась первыми впечатлениями о спектаклях МТА
С 7 по 10 апреля на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая была театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музей имени А.А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» Ирина Алпатова. Театр пригласил её в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности. Театроведу представили четыре самые знаковые постановки.
Первыми впечатлениями Ирина Алпатова поделилась на своей странице в «Фейсбуке».
Год театральных путешествий начался с мест, где я никогда не была. Итак, Барнаул, Молодёжный театр Алтая, четыре сложнейших спектакля с обсуждениями. Подробности будут в третьем номере журнала «Сцена», а пока впечатления.
Свежайшая премьера – «Мария Стюарт» Шиллера в постановке Максима Соколова. Жанр «опера», конечно, вызывает вопросы, но то, что спектакль выдержан в рамках цельной партитуры (даже нескольких – звуковой, хоровой, музыкальной, пластической, интонационной, световой, сходящихся в гармонии) несомненно. Он визуально роскошен (спасибо художнику Анастасии Юдиной), выстроен режиссёром как путь от античной трагедии с Хором к нашему времени, но что самое любопытное, жёсткое постановочное решение, выполненное в достаточно условном ключе, совсем не сковывает актёрской свободы и эмоциональной выразительности. Ирина Клишевич (Елизавета) и Юлия Юрьева (Мария), по-моему, просто великолепны в дуэтах и соло, равны друг другу по накалу внутреннего существования и самым органичным образом вписываются в режиссёрскую эстетику.
«Бойцовский клуб» Паланика и того же Соколова в тандеме с Юдиной – смелость выбора материала, взрыв провокаций, бездна ассоциаций и метаморфоз, профессионально исполненная «пластическая драма» (режиссёр по пластике Екатерина Культина). Как интересно здесь в актёрском существовании ощущать мотивы Джекила и Хайда или Ивана и Чёрта из Достоевского, это неумолимое сближение несуществующего Тайлера в исполнении Андрея Одинцова (новый и явно перспективный актёр труппы) и Джека Дмитрия Борисова, которые, конечно, становятся экспрессивным центром спектакля. Да, этот спектакль очень сложен для восприятия, особенно тем, кто не знает литературный оригинал, зато какая возможность для самых разных открытий, смыслов и впечатлений, от которых порой скрипят мозги и кружится голова. Но это и прекрасно!
«Временно недоступен» Петры Вюлленвебер в постановке Анны Зиновьевой – тоже редкий драматургический выбор. Семейная, достаточно трагичная, но и светлая история сыграна просто, ясно, но так тонко и эмоционально, что на обсуждении, каюсь, два раза пыталась зареветь, так это трогает лично тебя, вытаскивая из памяти собственные воспоминания на темы смерти близких людей и тяжёлого преодоления этого. Художник Марина Ивашкова ушла от забытовления пространства, чем явно приподняла эту историю над обыденностью. Моей героиней здесь стала молодая актриса Анастасия Данилова, которая органичнее кошки на сцене. Но была и гармония актёрского ансамбля: Андрей Воробьёв, Галина Чумакова, Владимир Кулигин и Анастасия Лоскутова.
Последним был «Гамлет» режиссёра Татьяны Безменовой – полноценный трёхчасовой спектакль. Очень интересный, актёрски значимый, с потрясающим решением пространства Алексеем Паненковым. Тут, пожалуй, две главные проблемы: попытка решить сложнейшую пьесу в жанре «зрительского спектакля», поэтому случалось много «красивостей» и пр. И вторая: преобладала опять-таки семейная история в ущерб трагедии «вывихнутого века» и призвания Гамлета Андрея Потеребы вправить всё назад. Но вот одного точно не было: сценической пошлости, что так важно для театра. И актёры, почти все, сыграли развитие судеб, прозрение и понимание собственной вины: Андрей Воробьёв – Клавдий, Виктория Проскурина – Гертруда, Александр Чумаков – Полоний, да и конечно, Гамлет – Потереба.
А самым любопытным оказалось решение образа Горацио – Владимир Кулигин. Вечный спутник Гамлета, хрупкий книжник, он с такой гаммой эмоций наблюдал за страшными событиями, что иногда хотелось смотреть на всё именно его глазами и фантазировать: вот он, будущий Гамлет, посмотревший и переживший «репетицию», уцелевший и в следующей жизни обязательно исполнит то, что положено. Да простит меня режиссёр за эти фантазии)
А в целом: интересный и сложный репертуар, очень хорошие актёры, готовые и к соло, и к ансамблю, профессиональные цеха, помогающие создавать полноценный образ спектаклей. Живой театр.