Живой театр: критик Ирина Алпатова поделилась первыми впечатлениями о спектаклях МТА

С 7 по 10 апреля на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая была театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музей имени А.А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» Ирина Алпатова. Театр пригласил её в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности. Театроведу представили четыре самые знаковые постановки.

Первыми впечатлениями Ирина Алпатова поделилась на своей странице в «Фейсбуке».

Год театральных путешествий начался с мест, где я никогда не была. Итак, Барнаул, Молодёжный театр Алтая, четыре сложнейших спектакля с обсуждениями. Подробности будут в третьем номере журнала «Сцена», а пока впечатления.

Свежайшая премьера – «Мария Стюарт» Шиллера в постановке Максима Соколова. Жанр «опера», конечно, вызывает вопросы, но то, что спектакль выдержан в рамках цельной партитуры (даже нескольких – звуковой, хоровой, музыкальной, пластической, интонационной, световой, сходящихся в гармонии) несомненно. Он визуально роскошен (спасибо художнику Анастасии Юдиной), выстроен режиссёром как путь от античной трагедии с Хором к нашему времени, но что самое любопытное, жёсткое постановочное решение, выполненное в достаточно условном ключе, совсем не сковывает актёрской свободы и эмоциональной выразительности. Ирина Клишевич (Елизавета) и Юлия Юрьева (Мария), по-моему, просто великолепны в дуэтах и соло, равны друг другу по накалу внутреннего существования и самым органичным образом вписываются в режиссёрскую эстетику.

«Бойцовский клуб» Паланика и того же Соколова в тандеме с Юдиной – смелость выбора материала, взрыв провокаций, бездна ассоциаций и метаморфоз, профессионально исполненная «пластическая драма» (режиссёр по пластике Екатерина Культина). Как интересно здесь в актёрском существовании ощущать мотивы Джекила и Хайда или Ивана и Чёрта из Достоевского, это неумолимое сближение несуществующего Тайлера в исполнении Андрея Одинцова (новый и явно перспективный актёр труппы) и Джека Дмитрия Борисова, которые, конечно, становятся экспрессивным центром спектакля. Да, этот спектакль очень сложен для восприятия, особенно тем, кто не знает литературный оригинал, зато какая возможность для самых разных открытий, смыслов и впечатлений, от которых порой скрипят мозги и кружится голова. Но это и прекрасно!

«Временно недоступен» Петры Вюлленвебер в постановке Анны Зиновьевой – тоже редкий драматургический выбор. Семейная, достаточно трагичная, но и светлая история сыграна просто, ясно, но так тонко и эмоционально, что на обсуждении, каюсь, два раза пыталась зареветь, так это трогает лично тебя, вытаскивая из памяти собственные воспоминания на темы смерти близких людей и тяжёлого преодоления этого. Художник Марина Ивашкова ушла от забытовления пространства, чем явно приподняла эту историю над обыденностью. Моей героиней здесь стала молодая актриса Анастасия Данилова, которая органичнее кошки на сцене. Но была и гармония актёрского ансамбля: Андрей Воробьёв, Галина Чумакова, Владимир Кулигин и Анастасия Лоскутова.

Последним был «Гамлет» режиссёра Татьяны Безменовой – полноценный трёхчасовой спектакль. Очень интересный, актёрски значимый, с потрясающим решением пространства Алексеем Паненковым. Тут, пожалуй, две главные проблемы: попытка решить сложнейшую пьесу в жанре «зрительского спектакля», поэтому случалось много «красивостей» и пр. И вторая: преобладала опять-таки семейная история в ущерб трагедии «вывихнутого века» и призвания Гамлета Андрея Потеребы вправить всё назад. Но вот одного точно не было: сценической пошлости, что так важно для театра. И актёры, почти все, сыграли развитие судеб, прозрение и понимание собственной вины: Андрей Воробьёв – Клавдий, Виктория Проскурина – Гертруда, Александр Чумаков – Полоний, да и конечно, Гамлет – Потереба.

А самым любопытным оказалось решение образа Горацио – Владимир Кулигин. Вечный спутник Гамлета, хрупкий книжник, он с такой гаммой эмоций наблюдал за страшными событиями, что иногда хотелось смотреть на всё именно его глазами и фантазировать: вот он, будущий Гамлет, посмотревший и переживший «репетицию», уцелевший и в следующей жизни обязательно исполнит то, что положено. Да простит меня режиссёр за эти фантазии)

А в целом: интересный и сложный репертуар, очень хорошие актёры, готовые и к соло, и к ансамблю, профессиональные цеха, помогающие создавать полноценный образ спектаклей. Живой театр.

Новости

04.11.2025

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

02.11.2025

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

01.11.2025

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

29.10.2025

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

22.10.2025

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

«Парк искусств» открылся в Молодёжном театре Алтая

4 ноября, в День народного единства, Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина превратился в Парк искусств. Это специальная программа, приуроченная к всероссийской ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Для гостей составили специальную программу с уникальными творческими интерактивами и аттракционами. В театре провели мастер-классы по актёрскому мастерству и пластике, работала музыкальная и поэтическая зоны, пришедшие могли примерить костюмы и загримироваться, художник создавал портреты, мимы разыгрывали сценки и учили желающих жонглировать.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая поздравляет с Днём народного единства

Молодёжный театр Алтая сердечно поздравляет всех своих зрителей с Днём народного единства России! Этот праздник напоминает нам о силе и единстве нашего многонационального народа, о важности взаимопонимания и дружбы.

Желаем, чтобы в каждом доме царили мир, любовь и согласие, а наши сердца всегда были открыты для добрых дел и новых свершений. Вместе мы – сильнее!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Сказка о спящей Царевне»

Поздравляем Антона Нечаева с вводом на роли Народа, Свиты Ветра и Месяца, Алину Степанову – на роли Народа, Свиты Ветра и Звезды в видения в зеркале в одном действии «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Желаем им бурных оваций и несмолкаемого зрительского «Браво»!

Режим работы кассы театра изменится 4 ноября

Уважаемые зрители, сообщаем, что 4 ноября, в День народного единства, касса Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина будет работать с 10:00 до 18:00. Затем она будет открыта в привычном режиме, с 10:00 до 19:00 в будние дни, с 10:00 до 18:00 – в выходные.

Если вам нужно приобрести билеты на спектакли МТА в то время, когда касса закрыта, вы всегда можете это сделать онлайн. На сайте театра они доступны в любое время.

МТА стал участником Регионального фестиваля «Театральный сезон»

В новоалтайском культурно-спортивном комплексе «Белоярск» состоялся Региональный фестиваль «Театральный сезон». Он собрал в одном месте театральные коллективы из образовательных и культурных учреждений Алтайского края. Экспертами на площадках фестиваля выступили сотрудники Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина.

На протяжении дня с детьми и подростками работали мастера своего дела. Артистка Дарья Алаева занималась с участниками пластикой и сценическим движением, вместе с ней начинающие актёры учились передавать эмоции через жесты и позы. Мастер-класс «Драматургия и сценарий» раскрыл тайны рождения сюжета и героя – режиссёр-постановщик Виктор Захаров рассказывал о тонкостях работы над текстом, показывал, как именно рождаются яркие образы и запоминающиеся диалоги.

Артистка Анфиса Козырева вела занятие «Техника речи». Ребята узнали, как правильно дышать, как поставить голос, как добиться четкости дикции. «Костюм и грим» – мастер-класс, который позволил открыть новую грань профессии. Заместитель директора по развитию Станислав Хазиев показал всю важность детализации костюмов и макияжа, подчёркивая, насколько эти элементы способны преобразить персонажа и сделать его живым и настоящим.

На мастер-классе от бутафора Ирины Лукьянченко участники смогли увидеть, как обыкновенные предметы превращаются в уникальные элементы спектакля благодаря вдохновению художников-декораторов. Площадка артистки Ярославы Волошиной была посвящена актёрскому мастерству. Она поделилась своим опытом, учила выражать эмоции через движения тела, голос и взгляд, продемонстрировала, как важно уметь чувствовать партнёра по сцене.

Региональный фестиваль «Театральный сезон» стал уникальной площадкой для обмена творческими идеями, получения новых знаний и развития талантов. Проект реализовали при грантовой поддержке Российского сообщества детей и молодёжи «Движение Первых».

смотреть фото

Поздравляем артиста с вводом в трагикомедию «Дядюшкин сон»

Поздравляем Андрея Потеребу с вводом на роль Гришки, слуга в доме Москалёвых, хроникёра в трагикомедии «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Владимира Долженкова с вводом на роль Рыбы-Молота, а Алину Степанову – на роль Медцзы в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок.

Пусть аплодисменты и зрительские овации становятся всё громче, а яркие эмоции и смех юных зрителей заряжают и вдохновляют на каждом новом показе!

Афиша
Новости
Соцсети