«Культура Алтайского края»: в программе III Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина были представлены четырнадцать театральных коллективов

В программе III Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина были представлены четырнадцать театральных коллективов. В Барнаул приехали театры из Москвы, Петрозаводска, Нягани, Глазова, Казани, Альметьевска, Мирного, Новосибирска, Бийска, Прокопьевска, Кемерова. Подробности – у театроведа Елены Кожевниковой. Она была членом жюри фестиваля.

«Фестиваль открылся внеконкурсным показом спектакля «Васса Железнова» Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Постановка пьесы Максима Горького произвела на меня сильное впечатление – временами не хватало воздуха, чтобы продышать накаленную атмосферу. Спектакль в авторской версии режиссёра Сергея Афанасьева прозвучал актуально, жёстко и в то же время лирично, откровенно, задушевно. Никто, кроме Вассы, не чувствует надвигающуюся катастрофу распада семьи, несостоятельности наследников. Эта высокая жилистая Васса (актриса Анастасия Неупокоева) с сединой в волосах ещё полна жизненных сил. Она способна пойти на преступление, только бы сохранить доброе имя семьи, уберечь детей, спасти то, что уже невозможно. Время революционных перемен в образе невестки Рашель уже стоит на пороге. Так, с тревожной интонацией за судьбы людей, начался фестивальный показ.

Альметьевский драматический театр Республики Татарстан совершил отчаянное путешествие во времени и пространстве. Вместе с драматургом Жаном-Батистом Мольером он окунулся в атмосферу площадного французского театра XVII века. Будущий комедиограф тайком от сурового папаши частенько посещал театрализованные представления на ярмарках в Париже. Там, в жанре средневековых фарсов и моралите, разыгрывались уморительные, забавные истории, отмеченные повышенным градусом актерской игры и вольным духом импровизаций. На родине Мольера пьеса «Лекарь поневоле» неизменно привлекала к себе внимание завсегдатаев ярмарочных представлений. Смею предположить, что и спектакль альметьевского театра имел бы там большой успех. Яркая динамичная постановка, сдобренная азартной игрой лицедеев, втягивала в себя, как энергетическая воронка. Актеры – персонажи мольеровской комедии – «раздувались» до невероятных размеров, летали на батутах, сражались с «микробами» и, по ходу дела, не забывали об эротике. Пикантные сцены пошли на пользу постановке. Режиссёр спектакля Елена Кузина открыла в комедии Мольера источник для игры воображения, пластических тренингов и простонародного терпкого юмора.

Спектакль Казанского государственного театра юного зрителя представил зрителям фантастический детектив по одноименной повести Гоголя «Нос». Режиссер Туфан Имамутдинов сочинил веселый динамичный спектакль о курьёзной истории, случившейся с майором Ковалёвым. Приятный во всех отношениях мужчина однажды утром не обнаружил на собственном лице носа. И что тут началось! Несчастный Ковалёв обегал все инстанции, опустошая кошелек в надежде на помощь. Пластические мизансцены подаяния взяток неизменно вызывали смех в зрительном зале и рождали целый букет аллюзий на нынешние времена. Исколесив Невский проспект в поисках «беглеца», измученный майор Ковалев, наконец-то, услышал от городового «утешительное» слово: «Приличному человеку носа не оторвут, если он не таскается черт знает где». Спектакль Казанского ТЮЗа иронично-непринуждённо, с легкой фарсовой интонацией окликнул повесть Гоголя. И она, знаете, отозвалась.

Как, собственно, и спектакль «Спасти камерюнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца, поставленный Александром Свечниковым в театре города Мирного Республики Саха, тоже отозвался перекличкой времён и судеб. Ну вот что было такого исключительного в биографии молодого человека по фамилии Питунин (актёр Сергей Шаманаев), чтобы отдать свою жизнь ради спасения поэта? Может быть, ему «приснился сон, что Пушкин был спасен»? Да ничего подобного! На уроках в школе его воротило от стихов Александра Сергеевича. А может быть, этот увалень успел прочесть книгу Андрея Ястребова «Пушкин и пустота»? Едва ли… Скорее всего, Питунина волновал вопрос, так ли всё было фатально предрешено в судьбе поэта? И тогда он начинает дотошное расследование обстоятельств гибели Пушкина, всё больше и больше погружаясь в жизнь поэта. Питунин так сроднился с судьбой Пушкина, что и погиб на Чёрной речке, перехватив пулю Дантеса. Вот так всё и сошлось в метафизическом пространстве нашей Вселенной. Пушкин остался жив. Пустоты больше не было.

Чувство жгучего стыда, боли и отчаяния буквально накрыло зрителей на спектакле Няганского ТЮЗа «Наш класс». История жизни и смерти в 14 уроках была прожита актёрами подлинно и глубоко, так, что перехватывало горло. Вчерашние одноклассники, друзья, соседи мгновенно превратились в палачей. «Я скорее пытаюсь задать вопрос: почему то, что случилось летом 1941 года не только в Едвабне или в Радзивилове, но и в десятках польских городов, так меня мучает», – пишет автор пьесы Тадеуш Слободзянек. Почему, за что местные жители Едвабне заживо сожгли в амбаре 1600 еврейских соседей? А может, их принудили? Ничуть не бывало! Собственный выбор.

В древних Афинах Сократ средь бела дня ходил по базару с зажженным фонарем. Над ним смеялись, спрашивая, кого он ищет? Сократ отвечал: «Я ищу человека». И было это в 399 году до нашей эры. Кажется, что Тадеуш Слободзянек тоже взял в руки фонарь, чтобы осветить наши встревоженные души. Наши заплаканные глаза. Пьеса «Наш класс» написана на основе реальных событий!

Маленький театр в Нягани Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с населением в 57 с половиной тысяч жёстко преподал урок истории.

В 1937 году французский драматург Жан Жироду написал пьесу «Электра». В центре пьесы Жироду поставлен, не без оглядки на события 1930 годов, вопрос о компромиссе, об уступках, о забвении преступлений во имя счастливого, а точнее, просто сытного настоящего.

Спектакль Кемеровского театра драмы «Электра» произвёл на публику очень сильное впечатление. Режиссёр Ирина Латынникова поставила спектакль не о возмездии, хотя эта тема внятно звучит в пьесе Жироду, она четко обозначила экзистенциальные вопросы о смысле человеческого существования. О homo sapiens, поворотившем назад. Спектакль «Электра» о ненависти, пожирающей душу, о сжигающей памяти, об испепеляющей рассудок жестокости.

Культовый роман японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках» был представлен Прокопьевским драматическим театром в жанре психологического триллера. Режиссёр спектакля Олег Степанов и художник-постановщик Любовь Мелёхина создали в спектакле единую пластическую среду. Напоминающую огромную выгребную яму, над которой возвышается площадка с надзирателями. Игровая площадка окружена железными бочками, звук от удара по ним дубинкой долго отзывается эхом. На экранах, нависших над ямой, – песок, льющийся нескончаемой рекой. Волей случая энтомолог Ники Дзюмпэй (актёр Анатолий Иванов) попадает в ловушку и становится заложником песчаных дюн. Здесь он встретится с женщиной, которую полюбит и потеряет. Здесь он неожиданно для самого себя освободится от прежней жизни учёного и почувствует привязанность к жителям маленькой деревни, которым он может помочь добывать воду. Спектакль «Женщина в песках» – философская притча об обретении личной свободы. О праве выбора собственного пути. И о чувстве ответственности за свой выбор.

Спектакль Прокопьевского драматического театра – интеллектуальное художественное высказывание об истинных ценностях, определяющих нашу жизнь.

В 1939 году увидела свет пьеса Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и её дети». Художники-пророки уловили смертельную опасность в страшном призраке Второй мировой войны. Режиссёр сценической фантазии по мотивам пьесы Брехта «Мамаша Кураж» Дмитрий Акриш раздвинул временные рамки произведения до бесконечности. Мамаша Кураж Ольги Дроздовой – сама дитя войны. И она уже за всё заплатила! Кураж Дроздовой страшна, как смерть, и утешительна, как беспросветная жизнь. Спектакль студии «ПЕВЦОВЪтеатр» – изматывающе тяжелый. Он звучит, как долгий протяжный вой человека в холодном разрушенном мире. И считывается, как ожившая пластическая иллюстрация к картине Эдварда Мунка «Крик».

Источник: «Культура Алтайского края»

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake

Новости

30.11.2021

В Молодёжном театре Алтая ставят страшную сказку для подростков

«Вечерний Барнаул»: полвека на сцене – в Барнауле прошёл творческий вечер Нины Таякиной

28.11.2021

«Вечерний Барнаул»: новый главный режиссёр МТА приступил к работе сразу над несколькими спектаклями

23.11.2021

Директор МТА Ирина Лысковец участвует во Всероссийском фестивале-лаборатории «Колесо»

22.11.2021

Творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной состоялся в МТА

21.11.2021

«Вечерний Барнаул»: урок (мне) взрослому – спектакль МТА о детстве «Крахмальная, 92» адресован не детям, а родителям

20.11.2021

«Амител»: особенный вечер и Достоевский в Барнауле – куда сходить в выходные?

В Молодёжном театре Алтая ставят страшную сказку для подростков

В Молодёжном театре Алтая готовятся к премьерным показам спектакля «Василисса» по пьесе молодого драматурга Марии Малухиной. Над страшной сказкой для подростков и их родителей работает творческая команда постановщиков из Москвы, которую возглавляет режиссёр Виктория Печерникова.

На окраине леса далеко от людей жила-была семья – мать, отец и дочка их Василисса. Девочка как девочка, росла, горя не знала, только вот по ночам во сне ходила, заговоры древние шептала да тосковала о чём-то… А днём скучала – вокруг на много миль ни души, родители весь день на хозяйстве, а лес так и манит, тянет к себе, будто говорит с ней. Но родители ведь строго-настрого запретили туда ходить – звери дикие разорвут…

Но вот в их дом пришла беда, и Василисса идёт одна в дремучий лес спасать свою семью от Берендея, обложившего их непосильной данью. Ей предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой. Лес таит в себе страшные тайны и загадки, и чем дальше Василисса погружается в его чащу, тем больше понимает, что она не та, кем себя считала всю жизнь.

По словам режиссёра спектакля, сказочный сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком нам с детства. Но современная «Василисса» – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Ведь в жизни каждого ребёнка наступает момент, когда он должен меняться. Эти несколько лет приносят много тревог – и родителям, и самому ребёнку. Подростку важно попробовать что-то новое, необычное, то, что запрещают делать родители. Преодолеть запрет – значит взять ответственность за это на себя, впервые попробовать быть независимым, взрослым, компетентным. Подростковый возраст дан ребёнку для опыта, а родителям – для терпения.

Работа над спектаклем «Василисса» в Молодёжном театре Алтая идёт по проекту партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». Он направлен на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры страны. Художник спектакля – Ксения Кочубей, хореограф – Мария Сиукаева, художник по свету – Андрей Абрамов. Премьерные показы состоятся 23, 24 и 29 декабря, 8 и 9 января. Билеты уже в продаже. Телефон кассы: 503-503.

«Вечерний Барнаул»: полвека на сцене – в Барнауле прошёл творческий вечер Нины Таякиной

Ровно полвека своей жизни посвятила барнаульской сцене заслуженная артистка России Нина Таякина. За это время ею были сыграны сотни ролей, среди которых немало тех, что оставили отпечаток, заставили многое переосмыслить, понять. Это и Раневская в «Вишневом саде», и Сострата в «Мандрагоре», и Счастливая в «Даме с комедиями», и Лариса Огудалова в «Бесприданнице», и Понсия в «Доме Бернарды Альбы»…

Нина Васильевна с отличием окончила Горьковское театральное училище, после чего поступила работать в Алтайский театр юного зрителя. С первых дней работы актерская судьба сложилась удачно – она играла почти в каждом спектакле.

«В барнаульском ТЮЗе меня сразу взяли в оборот – главный режиссер Владимир Чернин стал вводить меня в мощные спектакли, – вспоминает актриса. – Мой первый выход на сцену состоялся в роли Вероники в «Вечно живых» по Розову. Потом были Рощин, Вампилов. А затем Захар Китай поставил в барнаульском ТЮЗе «Поэму о любви», где я сыграла казахскую Джульетту – одну из моих любимых героинь».

Несмотря на занятость в репертуаре, Нина Таякина окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссера и поставила несколько спектаклей.

«Учёба в «Щуке» стала незабываемым временем, – продолжает Нина Васильевна. – Я два раза в год по два месяца бывала в Москве, училась, ходила по театрам. Эфрос, Любимов, Гончаров, Высоцкий, Золотухин, Демидова, Тараторкин – эти имена до сих пор вызывают у меня бурю эмоций. А потом была преддипломная практика, которую мне разрешили пройти в Барнауле. И я поставила спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе». Сегодня мне очень хотелось бы с моими студентами, которым я преподаю актерское мастерство в АГИК, восстановить эту работу и посвятить ее Евгении Гуре – художнице, придумавшей неординарное решение: использовать батуты в те моменты, когда герои размышляют о свободе».

В 1998 году Нине Таякиной было присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но и на этом ведущий мастер сцены решила не останавливаться и решила пойти в преподаватели. Вот уже 15 лет она ведёт актёрское мастерство в Алтайском государственном институте культуры, курирует студентов, готовит их к выходу на большую сцену.

«Мне кажется, что мир находится на этапе глобальных перемен, – размышляет актриса. – И явно должен произойти какой-то резкий поворот – в наших душах ли, в технике ли. Я это вижу, когда приходится играть, скажем, для детей, которые технически меня подкованнее, они сызмальства на «ты» со всеми этими гаджетами. В отличие от нашего поколения, которое все еще хочет говорить со зрителями привычным языком. Поэтому я нахожусь в ожидании перемен, появления какого-то другого театра. И мне кажется, это не нужно осуждать – это эволюционный процесс, который поможет прийти всем нам к чему-то новому и, надеюсь, интересному».

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Вечерний Барнаул»: новый главный режиссёр МТА приступил к работе сразу над несколькими спектаклями

В мае в Молодёжном театре Алтая на должность главного режиссёра был назначен Алексей Серов, поставивший здесь в 2019 году спектакль «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Правда, к своим обязанностям Алексей Эдуардович по-настоящему смог приступить лишь недавно – после того, как в МТА отгремел IV Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. Валерия Золотухина, а сам режиссёр завершил работу над постановкой в Центральном академическом театре Российской Армии (Москва).

Когда откликается в душе

– Алексей Эдуардович, вы прежде бывали в Барнауле?

– И не раз. В 1990-х годах я работал в соседнем Новосибирске главным режиссером «Красного факела», с которым мы приезжали в Барнаул на гастроли, затем был режиссером Новосибирской филармонии, что тоже помогало быть в курсе театральной жизни сибирских городов. Потом меня на постановку приглашал Сергей Афанасьев – в ту пору художественный руководитель МТА, но что-то тогда не срослось. А в 2018 году на сцене Рубцовского драматического театра я поставил спектакль «Невольницы» по одноименной пьесе Александра Островского. С Барнаулом я знаком давно и знаю, что это город с богатыми театральными традициями. Судить об этом я могу по именам режиссеров, которые здесь работали – а это Михаил Бычков, Владимир Золотарь, Вячеслав Кокорин, Дмитрий Егоров, Роман Феодори, а также по Золотухинскому фестивалю, который год от года только набирает обороты.

– Знаю, что вы приступили к работе главрежа и даже ставите в МТА новогодний спектакль…

– В качестве разминки я работаю над спектаклем «Свободная пара», премьера которого намечена на 2 января. В его основе – пьеса итальянского драматурга Дарио Фо, лауреата Нобелевской премии по литературе, и его жены, замечательной актрисы Франки Раме. Это одновременно очень смешная и умная история про мужа с женой, решивших жить свободным браком. Сразу после этой премьеры я приступаю к работе над мюзиклом Александра Шевцова «Фауст». Это музыкальная версия знаменитой средневековой легенды о докторе-алхимике. Несколько лет назад я услышал песенку Маргариты из этого мюзикла, и с тех пор мечтаю его поставить. Эта песенка откликается в моей душе, тревожит ее. Летом мы провели среди актеров Молодежного театра кастинг и с огромной радостью поняли, что у нас есть поющие артисты на все ключевые роли в мюзикле и вообще выяснилось, что в МТА очень музыкальная труппа. Мне это близко, ведь в прошлом я учился в Ленинградской консерватории.

– Потому-то в вашем кабинете и стоит фортепиано. Вы ведь пианист?

– Да. Как пианист я окончил музыкальное училище, в консерватории уже учился на оперного режиссера, потом решил, что для режиссерской профессии этого мало и окончил еще и Санкт-Петербургский театральный институт по специальности «Режиссер драмы».

Адресная работа

– Задача главного режиссёра – работа с труппой. Постановка «Фауста» – хороший повод для активных тренингов?

– Вообще, вокальные, пластические и речевые тренинги – ежедневная обязанность артиста. Но, к сожалению, русский театр с его стационарными труппами не всегда склонен к постоянному совершенствованию профессиональных навыков, к постоянной работе над собой. В отличие от трупп европейских, бродвейских, где конкуренция гораздо выше. Мы же не можем себе представить Брэда Питта, отрастившего живот? В этом случае он просто останется без работы. Что касается главрежа, то его задача – мотивировать творческий состав, понять и раскрыть природу каждого артиста. В этом плане я могу быть полезным театру. Надеюсь, театру пригодится и мой опыт. МТА – уже достаточно выстроенный театр, где кувалда и лом не нужны, а требуются более изящные медицинские инструменты.

– Каким, на ваш взгляд, должен быть репертуар Молодёжного театра Алтая?

– Адресным. То есть здесь отношение к возрасту наших зрителей более бережное. Это в драматическом театре вопрос маркировки начинает волновать лишь во время новогодней кампании. В театре, рассчитанном на детей и молодежь, адресность каждой премьеры должна быть тщательно продуманной и выстраданной. Мое ленинградское детство совпало с расцветом ТЮЗа эпохи Зиновия Корогодского, когда в среде городской интеллигенции было просто неприличным не ходить на тюзовские спектакли. Детьми мы с братом посещали клуб любителей ТЮЗа, где с нами занимались педагоги, беседовали о театре, привлекали нас к обсуждению спектаклей. Было б хорошо, если бы что-нибудь подобное удалось сделать и здесь. Для этого, вполне возможно, придется привлекать специально обученных людей. Ведь просветительская деятельность – одна из важных составляющих молодежного театра. Не стоит забывать и о том, что ТЮЗ всегда считался площадкой для экспериментов. Мы сейчас смело привлекаем ярких молодых режиссеров, работающих с интересной драматургией. Недавно у нас прошла премьера спектакля «Крахмальная, 92», над которым работала молодая, творчески активная команда из Питера и Москвы. А в декабре МТА выпустит спектакль «Василисса», который тоже посвящен теме взросления личности.

– А музыкальное образование вам в работе помогает?

– Мне кажется, музыкальное образование помогает лучше слышать фальшь, неверные ноты. Не случайно же кто-то сказал: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой». А театр и музыка очень близки. В театре, как в хорошем оркестре, должна быть точно выстроенная командная игра.

Справка

Алексей Серов учился в Ленинградской консерватории на отделении оперной режиссуры, закончил ЛГИТМиК. С 1992 по 1997 год был главным режиссером новосибирского театра «Красный факел», руководил Театром юного зрителя, Молодежным театром и «Первым драматическим театром» в Волгограде, работал главрежем Хабаровского краевого музыкального театра. С 12 мая 2021 года – главный режиссер МТА. Серов поставил более 100 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Волгограда и других городов. Неоднократно становился лауреатом театральных фестивалей как в России, так и за рубежом.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

Директор МТА Ирина Лысковец участвует во Всероссийском фестивале-лаборатории «Колесо»

С 22 по 24 ноября в Москве проходит Всероссийский фестиваль-лаборатория «Колесо». В нём принимает участие директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

«Колесо» – ежегодный фестиваль, который Российский академический Молодёжный театр проводит совместно с Союзом театральных деятелей РФ. Это профессиональные смотры детского и молодёжного репертуара на площадках разных театров страны. В 2021 году участники фестиваля – представители 18 российских театров.

На фестивале проходит ежегодный Всероссийский семинар по работе со зрителями, на котором руководителям театров представляют лучший отечественный опыт по организации и проведению зрительских проектов. Перед участниками выступают представители Министерства культуры России, Союза театральных деятелей РФ, Президентского фонда культурных инициатив. Они рассказывают о новых проектах грантовой поддержки театральных коллективов.

Центральным событием фестиваля и подведением его итогов 24 ноября станет круглый стол по актуальным проблемам театров для детей и молодёжи – попытка объединиться в формулировании и решении проблем современных ТЮЗов России.

смотреть фото

Творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной состоялся в МТА

21 ноября в Молодёжном театре Алтая состоялся творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной «50 лет на сцене». Нина Васильевна читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съёмок в кино.

Путь на сцену для артистки, увлечённой театром с самого детства, был долгим. После школы она поступила на педагогический факультет, позже – на юридический. Эти направления не приносили никакого удовольствия – творческая натура девушки требовала другого. Всё свободное время Нина Таякина пропадала в кружках и народных театрах. И однажды приняла решение ехать учиться в Горький. С отличием окончив театральное училище, Нина Васильевна вернулась в Барнаул и устроилась в Алтайский театр юного зрителя.

Выпускницу с красным дипломом сразу ввели в спектакль «Вечно живые», затем Нина Таякина выходила на сцену в детских сказках «Судьба барабанщика», «12 месяцев» и других. Первую главную роль артистка исполнила в спектакле «Козы Корпеш – Баян сулу» о казахских Ромео и Джульетте. После этой работы Нина Васильевна была плотно занята в репертуаре театра. Она играла в «Бесприданнице», «Алисе в стране чудес», «Бумажном патефоне», «Вишнёвом саду», «Преступлении и наказании», «Прощании славянки», «Доме Бернарды Альбы» и многих других спектаклях, ставших важными вехами в истории театра, его визитными карточками.

Несмотря на занятость в репертуаре, артистка окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра. А последние 15 лет Нина Таякина преподаёт актёрское мастерство в институте культуры.

Молодёжный театр Алтая ещё раз поздравляет Нину Васильевну, ангела-хранителя, наставника, надёжного и заботливого партнёра, с 50-летием творческой жизни! Мы знаем, что вы не намерены останавливаться на достигнутом и строите новые планы. Желаем, чтобы всё задуманное получилось!

смотреть фото

«Вечерний Барнаул»: урок (мне) взрослому – спектакль МТА о детстве «Крахмальная, 92» адресован не детям, а родителям

В Молодёжном театре Алтая поставили спектакль, в котором взрослые примеряют на себя жизнь детей и строят на глазах зрителей целый мир детских фантазий, страхов и переживаний. И все для того, чтобы нас растормошить, напомнить о первых впечатлениях от жизни, о болезненных столкновениях с реальностью, посмотреть на себя со стороны.

Побег в детство

Спектакль «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» поставил польский режиссёр Бениамин Коц, знакомый барнаульской публике по работе «Мой папа – Питер Пэн», которая в этом году завоевала Гран-при IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. «Крахмальная, 92» – это адрес «Дома сирот» для еврейских детей, который в 1911 году Корчак основал в Варшаве. Стены этого дома – и есть главная декорация к спектаклю. Правда, словно сделанные из картона, они напоминают зыбкую, временную конструкцию, готовую рассыпаться в один миг. Первыми в этом пространстве появляются перед зрителями рабочие в оранжевых жилетах. Им и предстоит внести в этот разваливающийся мир коррективы – переделать реальность под детей, которые легко могут украсить обычную стремянку, чтобы получить новогоднюю ёлку, выложить городские улицы из обычных одеял, представить, что утюг – это трамвай, а спичечные коробки – машины.

Эти же рабочие готовы немного подделать и самих себя, примерив на себя кукол, специально созданных по школьным фотографиям артистов. Благодаря этим куклам, озвученным актёрами, мир детей стал выглядеть более трогательным и вместе с тем более бесправным.

По сюжету главный герой спектакля (эту роль исполняет Андрей Воробьёв, внешне напоминающий самого Януша Корчака) мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, она не приносит ему ожидаемого счастья – ведь быть взрослым на деле не так уж приятно. И он решает снова убежать от проблем в детство, где ещё больше ощущает враждебность взрослых. «Встать, когда разговаривает взрослый!», «Молчать!», «Совсем распустились!», «Надо старшим уступать место!» – только и слышно от них. Всё это оборачивается настоящим фонтаном детских слёз, льющимся из спринцовок. Но зато в этом мире можно отчаянно играть в снежки, из сахара-рафинада строить иглу – жилище эскимосов, выкладывать из одеял снежные просторы.

«Нам, взрослым, рассуждающим с высоты наших проблем, только кажется, что детство – беззаботная пора, – считает Бениамин Коц. – И мне хотелось бы напомнить людям, что они зачастую недооценивают детей, считают их мир малозначительным. Но это неправильно».

Специально для МТА инсценировку написал уральский драматург Ринат Ташимов, художественным оформлением занималась Анна Гребенникова (Москва), световую партитуру создавал Эмиль Авраменко (Самара), за постановку кукол и музыкальное оформление отвечали Никита Виноградов и Алексей Востриков (Санкт-Петербург). В ролях – Андрей Воробьёв, Анастасия Воскобойник, Анастасия Данилова, Владимир Кулигин, Александр Коцубенко, Анатолий Медянцев, Андрей Одинцов, Александр Чумаков, Галина Чумакова.

Личная история

«Крахмальная, 92» – интерактивный спектакль, в котором снежки иногда летят прямо в зал, разбаловавшиеся дети могут брызнуть в публику водой, а под каждым зрительским сиденьем спрятано написанное детским почерком письмо. Ведь не случайно режиссёр обозначил в афише, что это «урок (мне) взрослому». Кстати, как оказалось, при работе над спектаклем Бениамин Коц просил актёров поделиться своими воспоминаниями из детства: мечтами, тревогами, счастливыми моментами. В итоге эта работа стала личной для каждого. Привязал режиссёр эту историю и к Барнаулу, рассказав зрителям не только историю самого Януша Корчака, но и о судьбе репрессированного Максима Гольдберга – первого директора Барнаульского меланжевого комбината, в бывшем ДК которого расположен Молодежный театр Алтая. Памятную табличку на доме на ул. Сизова, 26 увидел Бениамин Коц во время своего пребывания в Барнауле и решил вставить этот факт в спектакль. Уникальность этого спектакля ещё и в том, что при переводе повести Корчака «Когда я снова стану маленьким» на русский язык некоторые фрагменты были опущены. Эти утраченные части перевёл сам Бениамин Коц и вставил их в спектакль, чтобы донести зрителям важные размышления автора.

Следующий показ спектакля «Крахмальная, 92» состоится 1 декабря.

Наталья Катренко

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Амител»: особенный вечер и Достоевский в Барнауле – куда сходить в выходные?

В морозные ноябрьские выходные не стоит прятаться под одеялом: вас ждут множество развлечений и познавательных событий в Барнауле. Так, музей «Горная аптека» приглашает на мастер-класс по изготовлению мыла (кто знает, может вам так понравится, что на один бизнес-аккаунт в Instagram станет больше?). В кинотеатрах показывают российский мультфильм от создателей «Смешариков», который напоминает «Историю игрушек». А театралов ждут на спектакль «Один день Достоевского в Барнауле». Ещё больше интересных мест, куда сходить на выходных 20-21 ноября, в подборке Марии Лаврищевой.

Особенный вечер в Молодёжном театре

Творческий вечер Нины Таякиной, заслуженной артистки России, пройдёт в Молодёжном театре Алтая уже в это воскресенье. Нина Таякина блистает на сцене Молодёжного уже 50 лет, играет почти в каждом спектакле. А ещё она – режиссёр по профессии, поставила несколько спектаклей. Своё призвание артистка нашла и на педагогическом поприще – преподаёт в Алтайском институте культуры.

Гости узнают о длинном и тернистом пути Нины Таякиной, познакомятся с творчеством заслуженной артистки России.

Стоимость билета на особенный вечер – 200 рублей.

Источник: «Амител»

Афиша
Новости
Соцсети