«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая приглашает на спиритический сеанс в театре

Молодежный театр Алтая приглашает на спиритический сеанс – именно так здесь определяют жанр новой постановки по рассказам Тэффи, которую в эти дни играют на камерной сцене.

Литературный спектакль Марины Шелевер «Чертова закуска» как нельзя лучше подходит для новогодней и рождественской поры, поскольку буквально пропитан мягким юмором, музыкой Чайковского и духом святочных историй. В которых, правда, вся мистика и чертовщина на поверку объясняется вполне земными причинами и человеческими заблуждениями. И потому спиритический сеанс, как заранее и обещали в постановочной группе, становится «сеансом разоблачения магии». Что, впрочем, не делает его менее чарующим театральным переживанием.

Еще эта премьера может служить напоминанием о том, что для подлинного театрального волшебства нужны не столько хитрые спецэффекты, сколько крепкая драматургическая (или хотя бы литературная) основа, хороший вкус постановщика и его способность вытаскивать на поверхность смыслы, вычитанные между строк. Сценическое оформление здесь лаконично: столик, венские стулья, буфет в углу да прозрачный белый занавес в глубине площадки, за которым вдруг то ресторан появляется, то купе поезда. Ну а главным «спецэффектом» спектакля становится удачно пойманный луч софита и актерская игра.

«Чертова закуска» – это восемь историй, в центре которых женщины: юные и старые, умные, доверчивые, слабые, коварные. «Мы попытались связать некоторые истории «мостками» через персонажей, но другие существуют самостоятельно, – говорит режиссер. – Это и рассказы, и монологи от первого лица».

Некоторые монологи, кстати, стали диалогами, пример – «Сладкие воспоминания», рассказ старой нянюшки-эмигрантки о том, в какое безумие обычно превращалось празднование Рождества у помещиков Еремеевых, у которых она когда-то служила. Так вот, ее сентиментальные воспоминания в спектакле разделили между двумя служанками, хлопочущими по хозяйству где-то на чужбине. А другой монолог – забавный рассказ «Анна Степановна» – превратился в драматичный маленький моноспектакль актрисы Алины Раченковой, в котором сквозь смех невозможно не увидеть причудливо изломанную судьбу и отчаянную решимость героини не сдаваться.

Соединяет эти восемь глав сквозной персонаж, обозначенный в программке как Дама в прихожей – героиня рассказа «Предсказатель», сыгранная Галиной Чумаковой. «Пойду, хоть прошлое узнаю», – говорит она, собравшись навестить мошенника-хироманта (актер Алексей Бурдыко).

Вот это прошлое – не столько чье-то личное, сколько коллективное и безвозвратно ушедшее, но все же зафиксированное напоследок остроумной и наблюдательной Надеждой Лохвицкой-Тэффи, и воскресает на наших глазах. Воскресает в виде истории провинциальной наивной жены, старательно не замечающей мужнину интрижку и верующей в происки банного черта. Или образованных молодых супругов, неожиданно для себя ставших жертвами самых дремучих суеверий. Главное, что при всей иронии и острой наблюдательности Тэффи к своим непутевым персонажам относится скорее с сочувствием, и эту мягкую интонацию в спектакле удалось сохранить.

А еще новая постановка дает возможность блеснуть (и не раз!) артистам Молодежного театра. Юлия Юрьева одинаково прекрасна и комична как в роли невежественной старой нянюшки в чепце и с шаркающей походкой, так и в образе безуспешно соблазняемой экзальтированной попутчицы в поезде, то и дело некстати вспоминающей про любимого мужа Колю. Обнаженная театральная условность заставляет нас незаметно для себя поверить в уродливую отметину на носу хамоватой Ганьки–«чертовой закуски», а потом и в «тяжелые ноги могучего першерона» у танцовщицы Рюли – обе эти роли исполнила очаровательная миниатюрная Анастасия Лоскутова.

Отметить хочется и незадачливого соблазнителя в исполнении Евгения Любицкого (рассказ «Вечная любовь»), и Александра Савина в роли бесчувственного супруга с идеями («Фея Карабос»), и Алексея Бурдыко в образе режиссера миниатюрного театра, и Ольгу Жучкову, вдохновенно играющую «репу» Устинью – горничную, обвиненную в колдовстве, – да буквально всех.

Взятые для инсценировки рассказы режиссер Марина Шелевер считает актуальными как никогда – «сегодня только ленивый не мракобесит». Однако чертовщину она трактует скорее как соблазн, как искушение – в самом широком смысле. И потому без труда соотносит баснословную эпоху с настоящим, в котором, как вдруг выясняется, мало что изменилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Новости

21.03.2023

Фестиваль искусств, посвящённый памяти Валерия Золотухина, пройдет в Алтайском крае

20.03.2023

«Алтапресс»: посмеяться и подумать – детские спектакли, которые можно посмотреть в Барнауле

Команда Молодёжного театра Алтая стала первой в турнире по настольному теннису межтеатральной спартакиады

19.03.2023

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

18.03.2023

Поздравляем артистов с вводом в мюзикл «Фауст»

15.03.2023

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Мамонтово

«Вечерний Барнаул»: игра в индейцев – в Молодёжном театре Алтая показали свою версию «Вождя краснокожих»

Фестиваль искусств, посвящённый памяти Валерия Золотухина, пройдет в Алтайском крае

25 и 26 марта в Быстром Истоке пройдёт Пятый фестиваль искусств «Здесь край моих отцов», посвящённый памяти народного артиста России Валерия Золотухина.

В программе примут участие ведущие мастера сцены Молодёжного театра Алтая заслуженная артистка России Галина Чумакова и лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества Любовь Хотиёва. 25 марта они представят командную театрализованную игру «Со сказкой по жизни. От 7 до 107 лет…».

В «Литературной гостиной» Мемориального музея Валерия Золотухина состоится презентация сборника стихотворений и песен «Единое слово» поэтов Алтайского края и Луганской Народной Республики. Проект представит член Союза писателей России, редактор-составитель сборника Иван Образцов.

Пройдёт награждение победителей и лауреатов межрайонного детско-юношеского конкурса чтецов «Здесь Родины моей начало», в котором в этом году приняли участие 165 школьников из 15 районов и семи городов края. 26 марта программу продолжит мероприятие, посвящённое теме кинематографа.

Идея проведения фестиваля искусств в дни памяти Валерия Золотухина принадлежит Государственному музею истории литературы, искусства и культуры Алтая. Родилась она благодаря многогранному таланту нашего земляка. Валерий Сергеевич ярко и самобытно заявил о себе как в театре и кинематографе, так и в сфере песенного исполнительства, будучи поющим артистом. Кроме того, он был членом Союза писателей России, автором ряда интересных прозаических произведений. Именно эти обстоятельства и определили жанр памятного мероприятия как фестиваль, и его тематику. Ежегодная программа состоит из четырёх разделов: театр, кинематограф, музыка и литература.

«Алтапресс»: посмеяться и подумать – детские спектакли, которые можно посмотреть в Барнауле

20 марта отмечают Международный день театра для детей и молодежи. Altapress.ru не остался в стороне и вспомнил несколько спектаклей для юных зрителей, которые можно увидеть в Молодежном театре Алтая.

«Летучий корабль»

Царь, узнав, что его казна пуста, решает отдать дочь Забаву замуж за богатого боярина Полкана. Но Забава говорит, что замуж пойдет только по любви. Тогда Царь устраивает «конкурс» – кто из женихов построит летучий корабль, тот Забаву под венец и поведет.

Цена: 200-300 руб.
Когда: 9 апреля в 12:00.

«Ноябрьский зов»

Эта постановка больше подойдет подросткам. Главная героиня пытается выделиться, быть не такой как все. И вот однажды ее дедушка вызывается пойти с ней в школьный поход, который становится своеобразным уроком для обоих.

Цена: 350 руб.
Когда: 26 марта в 17:00.

«Вождь краснокожих»

Двум аферистам не хватает двух тысяч долларов, чтобы провернуть очередное дельце. Они решают похитить сына богатенького Папаши Дорсета и потребовать выкуп. Но 10-летний мальчик возомнил себя Вождем краснокожих и устраивает бандитам «сладкую жизнь».

Цена: 350 руб.
Когда: 25 марта в 11:00 и 13:00.

Источник: «Алтапресс»

Команда Молодёжного театра Алтая стала первой в турнире по настольному теннису межтеатральной спартакиады

20 марта в Барнауле провели турнир по настольному теннису ежегодной спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края. Представители Молодёжного театра Алтая и в этом виде спорта одержали победу.

Честь МТА защищали заведующий музыкальной частью Евгений Гутчин, машинист сцены Андрей Шкуро и артист Эльдар Носачёв. Турнир проводили вкруговую – каждый спортсмен сыграл с каждым по одному разу. После группового этапа состоялись встречи за призовые места.

Эльдар Носачёв показал седьмой результат, Андрей Шкуро в личном первенстве занял шестое место, Евгений Гутчин стал третьим. Набранных участниками очков хватило, чтобы команда Молодёжного театра Алтая стала победителем соревнований.

Через неделю состоятся финальные турниры. Проведут состязания по плаванию и волейболу. Победители ежегодной спартакиады работников театрально-концертных учреждений Алтайского края определятся тогда же, после подсчёта результатов соревнований по всем видам спорта.

смотреть фото

Поздравляем артистов с вводом в музыкальный спектакль «Летучий корабль»

Поздравляем Диану Зяблицкую с вводом на роль Забавы, Елену Логачёву, Наталью Очаковскую и Дарью Чиж – на роли Бабок-ёжек в музыкальный спектакль по мотивам русских народных сказок «Летучий корабль». Зажигайте от души, радуйте зрителей, больших и маленьких, своими новыми ролями!

Поздравляем артистов с вводом в мюзикл «Фауст»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом на роль Маргариты, Виктора Синицина – на роль Монаха, Дарью Алаеву и Алексея Пахорукова – на роли студентов, артистов, тюремщиков и чертей в мюзикл Александра Шевцова «Фауст». Желаем вдохновения и интересных ролей!

Молодёжный театр Алтая побывал с гастролями в Мамонтово

14 марта Молодёжный театр Алтая ездил в село Мамонтово. На сцене Многофункционального культурного центра состоялись показы спектаклей «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина и «Пой, Вовка…» по литературному наследию народного артиста России Валерия Золотухина.

После показов глава Мамонтовского района Сергей Волчков выразил признательность директору МТА Ирине Лысковец: «Сердечная благодарность за прекрасные театральные встречи! Спектакли «Сказка о царе Салтане» и «Пой, Вовка…» подарили нашим зрителям яркую, талантливую игру актёров, выразительные сценические образы и хорошее настроение, заставили задуматься о смысле жизни! Желаем вам новых ярких находок, успешной гастрольной деятельности, долгих и прекрасных лет творчества, здоровья, счастья и добра!».

В свою очередь Молодёжный театр Алтая выражает благодарность Сергею Волчкову и директору Многофункционального культурного центра Виктору Гореявчеву за неоценимую помощь в организации и проведении гастролей на достойном уровне.

Только недавно МТА возобновил поездки по краю, которые на два года прервал коронавирус. Коллектив уже побывал в ЗАТО Сибирский, дважды выступал в Алейске. Посещение Мамонтово открыло гастроли театра по региону в 2023 году. Уже в следующем месяце творческая команда отправится в Ребриху.

В выездах в отдалённые территории Алтайского края участвуют многие театрально-концертные коллективы региона. По данным Министерства культуры края, в этом году гастрольную карту значительно расширили. Выступления состоятся почти в 80% муниципалитетов. Запланированы гастрольные выезды в более чем 50 территорий.

«Вечерний Барнаул»: игра в индейцев – в Молодёжном театре Алтая показали свою версию «Вождя краснокожих»

В МТА очередная премьера, на этот раз – для младших школьников. На сцене – театральная версия забавного рассказа О. Генри «Вождь краснокожих».

Выбор материала для постановки, как рассказал главный режиссёр театра Алексей Серов, объясняется тем, что этот рассказ постоянно экранизируют, пытаются ставить.

«Это такой ходячий сюжет с мемом «Успею добежать до канадской границы». Эта история интересна и понятна для всех, в любой стране и городе», – поделился режиссёр.

Алексей Серов сделал всё возможное, чтобы происходящее на сцене было интересно юным зрителям, для которых традиционные театральные действа уже скучноваты. Спектакль поставлен в форме детской игры в индейцев, и театральное решение действительно увлекает и детей, и взрослых.

История одного похищения

Действие происходит в одном из городков американского штата Алабама. Двое мошенников, Сэм и Билл Дрисколл, остро нуждаются в деньгах. Для того чтобы раздобыть их, они похищают девятилетнего мальчишку, сына богатого горожанина Эбенезера Дорсета, прячут его в пещере в лесу, а отцу намереваются отправить письмо с требованием выкупа в 2000 долларов. Однако мальчишка, называющий себя вождём краснокожих, принимает всё это за игру, считает, что находится в увлекательном походе, и вовсе не стремится вернуться домой. Более того, он вовлекает Билла и Сэма в свою игру в индейцев, весьма небезопасную для здоровья и нервной системы взрослых. Злодеи оказываются совершенно беспомощными перед детской гиперактивностью и непосредственностью. Злоключения незадачливых похитителей поистине уморительны, как и финал, ставящий крест на их деловом предприятии.

И кино, и театр

Основное действие спектакля происходит в пещере, куда похитители приводят мальчика. На сцене воссозданы каменные своды, полые валуны, в которые при желании можно забираться, чтобы укрыться от праведного гнева. Обо все эти псевдокаменные конструкции бьётся Билл Дрисколл, когда непоседливый Джонни «открывает охоту на бледнолицых». Звуки удара, как в мультфильмах про Тома и Джерри, раздаются на весь зал, заставляя зрителей подпрыгивать на своих местах.

Кстати, для создания пещеры театральные бутафоры вручную вырезали камни из утеплителя. На её обустройство ушло 10 упаковок утеплителя, а также 50 метров ткани и 10 килограммов крафтовой бумаги.

Одна из главных локаций пещеры – это занавес-экран, на котором при необходимости транслируют анимированные картинки, поясняющий текст. Подсвеченный с обратной стороны, он превращается в площадку для теневого театра. На экране параллельно с театральным действием возникает то отдельный фильм про двух сорванцов, играющих в индейцев, то происходящее в городке или параллельное действие. Всё это здорово оживляет спектакль и вызывает неподдельный интерес у зрителей всех возрастов.

Отдельно хочется отметить работу художника-постановщика Натальи Сыздыковой. Она создала максимально контрастные костюмы, подчеркивающие характеры героев. Сэм ходит в костюме и котелке, как настоящий деловой человек. А на Билле – словно карнавальный костюм ковбоя. Художница считает, что раз основное действие – это детская игра, то и одежда должна соответствовать. Так, одежда Билла словно сшита из десятков кусочков, как в технике пэчворк, – на крутом и суровом ковбое это смотрится нелепо и забавно.

Мастер-класс по доведению до отчаяния взрослых

Самой смешной частью рассказа и легендарной экранизации Леонида Гайдая, в которой блестяще сыграли Георгий Вицин и Андрей Смирнов, являются проказы Джонни. Они доводят Билла до отчаяния, несвойственного ему желания отказаться от денег и бежать куда глаза глядят через Центральные, Южные и Среднезападные штаты до канадской границы. В спектакле же интенсивность каверз не столь концентрирована, о них больше разговоров, поэтому у взрослых, закалённых родительством, нет ощущения, что герои изнемогли от затей и фантазий мальчика.

Шутки тоже рассчитаны скорее на детей, из удачных для взрослых можно отметить философское изречение «Дети ныне сильно изменились» и жёлтую уточку, с помощью которой Билл собирается играть с ребёнком.

Двое и один

Актёрские работы в спектакле – достойные. Исполнители взрослых персонажей блестяще справляются со своими ролями, Андрей Потереба и Александр Коцубенко рассказывают эту историю, находясь на одной волне со зрителем. Роль Джонни, вождя краснокожих, исполнила Ксения Кепп. Для маленьких зрителей её герой такой же, как они сами. Однако лично мне показалось, что персонаж походил скорее на Карлсона, чем на Малыша.

Кстати, забавный факт: Леонид Гайдай, приступая к съёмкам по этому же рассказу фильма «Деловые люди», поначалу пригласил на роль Джонни Надежду Румянцеву, знаменитую Тоську из «Девчат». Миниатюрная актриса с детским голосом в театре часто играла мальчиков. Но Румянцевой было уже за 30, и если на театральной сцене она выглядела достоверно, то на киноэкране любой крупный план сразу бы выдал, что перед камерой не хулиганистый парнишка, а взрослая женщина. В итоге роль сыграл московский школьник Серёжа Тихонов.

Возможно, стоило ввести в спектакль ещё один полноценный персонаж – отца мальчика. В фильме Гайдая его сыграл Георгий Милляр. Контраст астеничного и элегантного актёра и энергичного крепкого мальчишки смотрелся уморительно. В спектакле папаша Дорсет присутствует лишь в виде героя теневого театра, и играет его всё та же Ксения Кепп.

В остальных ролях – деревенских жителей, индейцев, оленей, которые проявляются в виде теней на экране, – Дарья Алаева, Наталья Очаковская, Алексей Пахоруков, Дарья Чиж.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что спектакль, нацеленный на подростковую аудиторию, получился вполне удачный. И, кстати, барнаульские зрители это подтверждают. Билеты на него раскуплены на месяц вперёд. Поэтому с апреля с малой сцены, где количество мест небольшое, спектакль перенесут на основную.

Следующие показы «Вождя краснокожих» на сцене Молодёжного театра Алтая состоятся 18, 25, 28, 29 и 31 марта.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

Афиша
Новости
Соцсети