«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая приглашает на спиритический сеанс в театре
Молодежный театр Алтая приглашает на спиритический сеанс – именно так здесь определяют жанр новой постановки по рассказам Тэффи, которую в эти дни играют на камерной сцене.
Литературный спектакль Марины Шелевер «Чертова закуска» как нельзя лучше подходит для новогодней и рождественской поры, поскольку буквально пропитан мягким юмором, музыкой Чайковского и духом святочных историй. В которых, правда, вся мистика и чертовщина на поверку объясняется вполне земными причинами и человеческими заблуждениями. И потому спиритический сеанс, как заранее и обещали в постановочной группе, становится «сеансом разоблачения магии». Что, впрочем, не делает его менее чарующим театральным переживанием.
Еще эта премьера может служить напоминанием о том, что для подлинного театрального волшебства нужны не столько хитрые спецэффекты, сколько крепкая драматургическая (или хотя бы литературная) основа, хороший вкус постановщика и его способность вытаскивать на поверхность смыслы, вычитанные между строк. Сценическое оформление здесь лаконично: столик, венские стулья, буфет в углу да прозрачный белый занавес в глубине площадки, за которым вдруг то ресторан появляется, то купе поезда. Ну а главным «спецэффектом» спектакля становится удачно пойманный луч софита и актерская игра.
«Чертова закуска» – это восемь историй, в центре которых женщины: юные и старые, умные, доверчивые, слабые, коварные. «Мы попытались связать некоторые истории «мостками» через персонажей, но другие существуют самостоятельно, – говорит режиссер. – Это и рассказы, и монологи от первого лица».
Некоторые монологи, кстати, стали диалогами, пример – «Сладкие воспоминания», рассказ старой нянюшки-эмигрантки о том, в какое безумие обычно превращалось празднование Рождества у помещиков Еремеевых, у которых она когда-то служила. Так вот, ее сентиментальные воспоминания в спектакле разделили между двумя служанками, хлопочущими по хозяйству где-то на чужбине. А другой монолог – забавный рассказ «Анна Степановна» – превратился в драматичный маленький моноспектакль актрисы Алины Раченковой, в котором сквозь смех невозможно не увидеть причудливо изломанную судьбу и отчаянную решимость героини не сдаваться.
Соединяет эти восемь глав сквозной персонаж, обозначенный в программке как Дама в прихожей – героиня рассказа «Предсказатель», сыгранная Галиной Чумаковой. «Пойду, хоть прошлое узнаю», – говорит она, собравшись навестить мошенника-хироманта (актер Алексей Бурдыко).
Вот это прошлое – не столько чье-то личное, сколько коллективное и безвозвратно ушедшее, но все же зафиксированное напоследок остроумной и наблюдательной Надеждой Лохвицкой-Тэффи, и воскресает на наших глазах. Воскресает в виде истории провинциальной наивной жены, старательно не замечающей мужнину интрижку и верующей в происки банного черта. Или образованных молодых супругов, неожиданно для себя ставших жертвами самых дремучих суеверий. Главное, что при всей иронии и острой наблюдательности Тэффи к своим непутевым персонажам относится скорее с сочувствием, и эту мягкую интонацию в спектакле удалось сохранить.
А еще новая постановка дает возможность блеснуть (и не раз!) артистам Молодежного театра. Юлия Юрьева одинаково прекрасна и комична как в роли невежественной старой нянюшки в чепце и с шаркающей походкой, так и в образе безуспешно соблазняемой экзальтированной попутчицы в поезде, то и дело некстати вспоминающей про любимого мужа Колю. Обнаженная театральная условность заставляет нас незаметно для себя поверить в уродливую отметину на носу хамоватой Ганьки–«чертовой закуски», а потом и в «тяжелые ноги могучего першерона» у танцовщицы Рюли – обе эти роли исполнила очаровательная миниатюрная Анастасия Лоскутова.
Отметить хочется и незадачливого соблазнителя в исполнении Евгения Любицкого (рассказ «Вечная любовь»), и Александра Савина в роли бесчувственного супруга с идеями («Фея Карабос»), и Алексея Бурдыко в образе режиссера миниатюрного театра, и Ольгу Жучкову, вдохновенно играющую «репу» Устинью – горничную, обвиненную в колдовстве, – да буквально всех.
Взятые для инсценировки рассказы режиссер Марина Шелевер считает актуальными как никогда – «сегодня только ленивый не мракобесит». Однако чертовщину она трактует скорее как соблазн, как искушение – в самом широком смысле. И потому без труда соотносит баснословную эпоху с настоящим, в котором, как вдруг выясняется, мало что изменилось.
Любовь Карпова
Источник: «Алтайская правда»