«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая представит премьеру «Обыкновенная история»

На этой неделе Молодежный театр Алтая представит премьеру постановки по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история». Первые показы спектакля под названием «Карьера & фортуна» состоятся на камерной сцене 15, 16 и 17 марта. Мы побывали на одной из репетиций и побеседовали с режиссером Мариной Шелевер о литературе на сцене и о том, чем приходится расплачиваться за мечту.

– Марина Андреевна, начнем с банального: почему «Обыкновенная история»?

– Ответ тоже может показаться банальным: потому что я люблю это произведение. Но если обосновать выбор всерьез, то начну издалека. Недавно на канале «Культура» был разговор о современной драматургии и специфике российского репертуарного театра. И я зацепилась слухом за фразу, которая может служить ответом на этот вопрос: «Нигде в мире нет такого частого и глубокого обращения к классике, как в русском театре». В том театре, который еще сохраняет постсоветские привычки. У режиссеров сохранилась способность, читая классику, видеть в ней современность. Простая мысль, но очень точная. Смотрите, Римас Туминас в Театре Вахтангова делает «Евгения Онегина» – произведение, в котором, казалось бы, все давно открыто, прозондировано вдоль и поперек. И находит в нем такие современные мысли, такие пушкинские напутствия, что невозможно оторваться! Конечно, современная драматургия прекрасна…

– А вот это нечасто можно услышать от режиссера!

– Она прекрасна свежестью языка, мысли. Другое дело, что не всегда можно себе представить, как это играть… Так вот, почему «Обыкновенная история». Современный молодой человек привык к меньшему формату. В школе этот роман осваивают по диагонали, только фабулу: кто кому дядя и кто как изменился. Но в классической русской литературе глубокий смысл создают именно подробности переживания больших и маленьких событий.

– Почему вы отказались от известной инсценировки Виктора Розова?

– Мы написали свою инсценировку с Евгением Арзамасцевым. При прочтении классического произведения многое, что казалось вчера важным и интересным, сегодня отходит на второй план. Не мельчает, просто становится второстепенным. А вперед выступают какие-то другие острые темы. Эффект огранки бриллианта.

В инсценировке Розова, мне кажется, была большая доминанта дядюшки. Хотя его роль в судьбе Саши Адуева переоценить сложно, хотелось бы расставить сегодняшние акценты. Дядюшка мне увиделся не сухим, бесчувственным и рациональным человеком, а человеком, который очень хотел, чтобы племянник не повторил его ошибок. Поэтому мы выбрали те реплики, которые давали бы это почувствовать. Да и последние страницы романа не убеждают меня в том, что Александр Адуев стал плохим человеком. Он пополнел, полысел, он научился вести себя. Но когда дядюшка ему говорит, что он во всем преуспел и даже посторонними трудами зарабатывает… Мне показалось, что «посторонние труды» – это как раз то, чем вначале хотел прославиться Александр. И мне трудно представить, чтобы человек, который стал писателем, в душе своей искорежился.

– Значит, финал вас обнадеживает?

– Я не просто вижу надежду, я вижу человека, который научился жить в большом свете. А это ведь не означает «стать плохим», это значит научиться себя вести. Так, чтобы не дать повода для насмешек и колкостей, повода нарушить твое личное пространство. Я думаю, эта мысль актуальна и сегодня. Человек, попадая из провинции в какой-то столичный город, поначалу выглядит объектом для иронии только потому, что он вырван из другого социума, других привычек. Сегодня никто не хочет жить дома, молодежь стремится попасть на «макушку муравейника», но никто не мечтает быть ни толстым, ни лысым, ни побитым жизнью, правда? Никто не собирается думать о том, чем надо будет заплатить за это движение. А за него обязательно придется расплатиться. Вот здесь и возникают разбитые судьбы и потерянные поколения.

А вот когда ты встречаешься с артистом, даже зная его по другим ролям, его актерское видение твоего замысла придает ему немного другой оттенок. С каждым отдельным человеком открывается отдельный новый мир.

– И что вам открывается с Александром Савиным, который играет главного героя?

– В нем сохранена детская свежесть восприятия мира. Иногда мне даже кажется, что он пользуется этой краской чрезмерно часто, но в данном случае я пытаюсь использовать это в начале пути героя как пушкинское качество. А в финале эта детскость создает препятствие для того, чтобы принять взрослую жизнь, и потому возникает такой градус трагичного переживания.

А дядюшку сыграет Анатолий Кошкарев. Знаете, первое, о чем меня спросила художник спектакля Ольга Смагина из Новосибирска, – кто будет играть дядюшку. И когда она увидела фотографию Анатолия Ивановича, сказала: «Джордж Клуни! Теперь я знаю, как это делать!» Она увидела в артисте, в его харизме некий голливудский флер, лоск. И тут же рассказала, каким видит его костюм. А через образ дядюшки начало открываться все остальное.

– Кстати, о костюмах. Это будет стилизация?

– Анатолия Ивановича, который играет лощеного светского человека, мы оденем в красивый смокинг, стилизованный между серединой XIX и началом XXI века. Вообще, весь Петербург у нас стилизованный, а вот деревня будет пшеничная, мышиная – словом, «сушеная малина и мед».

– Я заметила, вы очень внимательны к актерской интонации.

– Это моя профессия, я прежде всего педагог по речи. И мне даже кажется, что благодаря этому у меня такое пристрастие к сценическому прочтению литературных произведений. Вот читано когда-то, и было какое-то впечатление. А сегодня открываешь – и новые смыслы вдруг открывают тебе тоннель в совершенно другое пространство. А что касается проработок интонационных, речевые характеристики связаны с решением персонажа и его узнаваемым образом, архетипом.

– Несмотря на инсценировку, с книгой Гончарова вы не расстаетесь!

– Не расстаюсь. А знаете почему? Когда мы в инсценировке копаемся и вдруг – остановились и артист не может понять, что же тут происходит, нам об этом рассказывает Иван Александрович Гончаров. И тогда начинает расширяться пространство актерского воображения. Что-то мы неизбежно сокращаем, а что-то добавляем из книги, но не текстом, просто возникает более плотное, насыщенное поле контекста.

* * *

Марина Шелевер родилась в Барнауле. В 1984 году окончила АГИК по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива», в 1990-м – очную ассистентуру-стажировку на кафедре сценической речи ГИТИСа. До 2006 года преподавала сценическую речь в институте культуры. В МТА создала ряд спектаклей по литературным произведениям, среди них – «Дама с комедиями» по Тэффи, «Старосветские помещики» Гоголя, «Вся жизнь» Бориса Пильняка. В 2016 году представила спектакль «Чертова закуска» по рассказам Тэффи. С 2006 года возглавляет кафедру сценической речи Новосибирского государственного театрального института.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

15.04.2024

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

12.04.2024

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

10.04.2024

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

09.04.2024

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Молодёжный театр Алтая принимает заявки на участие в Летнем детском лагере при МТА

С 3 по 14 июня в Молодёжном театре Алтая будет работать Летний театральный лагерь «Первая сцена». Он предполагает дневное пребывание детей в возрасте 9-10 лет.

Занятия в лагере будут для участников бесплатными. Две недели в стенах МТА помогут детям познакомиться с творческими профессиями, приобщиться к миру театрального искусства, исследовать все этапы создания спектакля от замысла до воплощения. Программа состоит из изучения истории Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, участия в тренингах по сценической речи, актёрскому мастерству, вокалу, пластике и хореографии, мастер-классах специалистов декорационно-бутафорского и гримёрно-пастижёрного цехов театра. Вместе с наставником дети обсудят материал для представления, распределят роли, поучаствуют в создании образов, изготовлении реквизита, отрепетируют и выйдут на профессиональную сцену для показа родителям.

Заявки на участие принимают до 15 мая на сайте МТА. Проект реализуется в Молодёжном театре Алтая при поддержке Гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры.

«Вечерний Барнаул: шах и мат – трагикомедию в стиле шахматной партии поставили в Молодёжном театре Алтая

Сегодня, 12 апреля, на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон». Барнаульцам покажут трагикомедию, поставленную по повести Фёдора Достоевского. Зрители увидят не простое представление, а самую настоящую игру в шахматы, в которой фигурами выступят герои произведения. Залог успеха на чёрно-белом поле — выверенная стратегия. Однако можно ли просчитать ходы, если на доске живые люди?

Спектакль погружает зрителей в события XIX века, перенося их в провинциальный сибирский город, где жизнь течёт своим чередом. Но это спокойствие нарушается приездом важного гостя — старого князя. Он попадает в руки местной гранд-дамы Марьи Москалёвой, которая мечтает выдать свою дочь Зину за знатного гостя. Однако на пути к этой цели возникают многочисленные преграды. Сможет ли «заботливая» мать добиться желаемого, зрители узнают, посмотрев трагикомедию, которая оформлена в стиле шахматной партии.

На сдаче спектакля внимание гостей привлекли необычные декорации. Огромные шахматы, вписанные в интерьер комнаты, выделялись на чёрно-белой доске. Но это было не единственное, что напомнило популярную игру.

Героев стилизовали под фигуры – актёры одеты в чёрные и белые костюмы. Их украшения и поведение давали понять, кто из них король, ферзь или слон.

В главных ролях выступили Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Валерий Лагутин и другие. Они не просто представили интересную историю, но и убедили зрителей, что классическая литература может быть лёгкой и смешной.

«Мы выбрали нетипичное для Фёдора Достоевского произведение, написанное в комедийном жанре. Оно способно показать, что русская классика не всегда трудна для восприятия. Так, «Дядюшкин сон» – это сплав мыслей Фёдора Михайловича, имеющий водевильный сюжет», – объяснила режиссёр-постановщик и сценограф спектакля Дарья Камошина.

Отметим, что автор написал повесть, находясь в сибирской ссылке. За это время он несколько раз посещал Барнаул, который тогда славился своей светской и культурной жизнью. Бытует мнение, что часть героев классик списал с обитателей нашего города.

Премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» состоится в стенах Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Билеты на апрель уже раскупили, но у барнаульцев в этом сезоне ещё будет возможность оценить юмор Фёдора Михайловича Достоевского – повторный показ спектакля состоится 17 мая.

Полина Ян

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: ход замужеством – спектакль по вдохновлённой Барнаулом повести Достоевского покажут в Молодёжном театре Алтая

Хитросплетения судьбы, продуманные ходы и выверенные стратегии, как на шахматном поле. А за всем этим стоит желание обрести личное счастье. Спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» представят в Молодежном театре Алтая 12 и 14 апреля. 12+

Богатый князь

Сюжет рассказывает о семье Москалевых: признанной «первой даме» губернского городка Мордасова Марии Александровне (Галина Чумакова) и ее красавице-дочери Зинаиде (Анфиса Козырева), которую мать мечтает выгодно выдать замуж.

За девушку уже сватается молодой и перспективный Павел Мозгляков (Александр Пальшин), однако Зину такая партия не устраивает. Она любит молодого и бедного уездного учителя, за которого ей не позволили выйти замуж несколько лет назад.

В одно утро в доме Москалевых появляется старый и уважаемый князь К. (Виктор Синицин), который, несмотря на свои богатства, страдает старческим слабоумием. В голове Марии Александровны быстро созревает план любыми уловками выдать Зину за князя, чтобы дождаться его смерти и прибрать к рукам состояние.

Гуру шахмат

Режиссером спектакля выступила Дарья Камошина из Санкт-Петербурга. Коллектив театра уже знаком с ней по лаборатории «Жили-были…», которая проходила в прошлом году.

Декорации режиссер придумывала сама: вся сцена и реквизит стали одним большим шахматным полем, а артисты – фигурами, разыгрывающими партию. Костюмами в духе 19 века обеспечила актеров главный художник театра Наталья Сыздыкова.

Поскольку шахматы стали одними из ключевых моментов в постановке, режиссер и артист МТА Эльдар Носачев (сыграл слугу Гришку – рассказчика) брали уроки у шахматного гуру Алтайского края Александра Долгова.

На вопрос почему выбор пал именно на это произведение, Дарья Камошина призналась, что хотелось показать Федора Достоевского с легкой, смешной и современной стороны.

«Некоторые считают, что Достоевский писал только тяжелые и депрессивные произведения, но «Дядюшкин сон» – нетипичная в широком понимании повесть. Это характерный для Федора Михайловича сплав мыслей, но при этом в водевильном сюжете. И это может быть интересно публике», – отметила она.

Прообраз города

Филологи АлтГУ считают, что Достоевский изобразил в городе Мордасове Барнаул 19 века. На тот момент Барнаул считался самым культурным, театральным городом Сибири, и Федор Михайлович мечтал побывать в нем. Желание его исполнилось – и не раз.

Образы Барнаула угадываются в деталях повести – описание, вероятнее всего, реки Пивоварки, упоминание Светозерской пустыни, которая действительно была в то время в Алтайском крае.

Екатерина Копытова

Источник: «Алтапресс»

смотреть фото

«Радио России – Алтай»: В Молодёжном театре Алтая премьера трагикомедии «Дядюшкин сон» Достоевского

В Молодёжном театре Алтая сегодня премьера – на малой сцене дают трагикомедию «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. Поставить этот спектакль по собственной инсценировке – давняя мечта молодого питерского режиссёра Дарьи Камошиной. Подробнее – Ирина Вязанцева.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию

В Молодежном театре Алтая Достоевского сыграли как шахматную партию. Спектакль «Дядюшкин сон» по одноименной повести поставила режиссер Дарья Камошина, премьера – 12 и 13 апреля на малой сцене.

Мария Александровна Москалева, первая дама губернского городка Мордасова, мечтает удачно выдать замуж дочь Зинаиду. За нее уже посватался молодой Павел Александрович Мозгляков, но гордая Зина не спешит с ответом. Однажды, желая угодить Марье Александровне, жених привозит в дом Москалевых своего дальнего родственника – старого и немного выжившего из ума князя, даже не подозревая, к чему это приведет.

Сцену МТА Дарья Камошина, выступившая и в качестве сценографа, превратила в большую шахматную доску с декорациями в виде столика-ладьи и часов-ферзя. Костюмы художника Натальи Сыздыковой тоже отсылают к эстетике шахмат. Поскольку свою повесть Достоевский писал в сибирской ссылке, местом действия спектакля сделали неназванный сибирский городок. В ролях – заслуженная артистка России Галина Чумакова, Анфиса Козырева, Виктор Синицин, Александр Пальшин, Наталья Сляднева и другие.

Подробнее в фоторепортаже Евгения Налимова.

Источник: «Алтайская правда»

смотреть фото

«Чичиков – краш»: артист МТА Александр Пальшин претендует на премию за создание образа главного героя в «Мёртвых душах»

Дорогие зрители! Ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Пальшин претендует на премию Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества. Артист вышел в финал в номинации «Театральное искусство» за создание образа Павла Чичикова в спектакле «Мёртвые души» Николая Гоголя.

В этом году жители региона могут принять участие в обсуждении проектов, претендующих на получение краевых премий в области культуры. Для этого нужно направить отзыв в Министерство культуры Алтайского края по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 41, или на электронный адрес mk22@alregn.ru с пометкой «В комиссию по премиям».

Мы знаем, что многие зрители МТА любят Александра Пальшина, знаем, что его Чичиков попадает прямо в ваши сердца. Видим это в постах, комментариях и книге отзывов. Поэтому просим отправить отклик о работе артиста в этом спектакле в комиссию. Письма принимают до 24 апреля.

«Вести – Алтай»: зрители Молодёжного театра Алтая смогут оценить юмор Достоевского

Юмор Достоевского смогут оценить зрители Молодёжного театра Алтая. Там ставят спектакль «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Михайловича.

Это произведение было написано классиком в сибирской ссылке. Есть даже предположение, что часть героев была списана им с обитателей Барнаула.

Актёры Молодёжного театра учатся ходить в стиле шахматных фигур – вся сцена превратится в доску, где перед публикой разыграют партию. Это обусловлено поведением героев повести «Дядюшкин сон», говорит режиссёр.

В бутафорских цехах готовят декорации и шьют эффектные костюмы в стилистке шахматной игры – часы, столик в виде фигур, а шляпы укажут, кто перед нами – король или ладья.

Эту повесть-водевиль Фёдор Михайлович писал в сибирской ссылке, сильно нуждаясь в деньгах, живя в Омске, в Семипалатинске, посещая Новокузнецк и Барнаул, который славился тогда светской и культурной жизнью. Некоторые литературоведы предполагают, что часть героев списана с обитателей милейшего города Б., как называл его русский классик.

Сюжет напомнит несколько знакомых произведений. Здесь и Гоголь, и Пушкин, но всё в фирменном стиле Достоевского. В российском городке живёт мать, которая мечтает выдать дочь за богатого старого князя. Осталось только его обмануть. Остальное – на премьере. Юмор Достоевского публика сможет оценить уже совсем скоро.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети