«Алтайская правда»: о чём новый спектакль Молодёжного театра Алтая «Карьера & фортуна»
Новый спектакль Молодежного театра Алтая «Карьера & фортуна», поставленный режиссером Мариной Шелевер по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», не чурается некоторой литературности, всецело соответствуя при этом заявленному жанру – «интенсив по поиску себя в этом мире».
Ищет и в какой-то степени находит себя в этом мире (а в какой-то, конечно же, теряет) молодой дворянин Александр Адуев, сыгранный Александром Савиным. Прекрасно образованный и, возможно, одаренный идеалист, избалованный гиперопекающей маменькой. Наблюдать за его столичными злоключениями и постепенной утратой иллюзий предстоит 2 часа 40 минут, и это тот случай, когда время для зрителя пролетает незаметно и очень весело – но не бесполезно.
Из родного гнезда
Стараниями Евгения Арзамасцева объемистый роман Гончарова с убийственным названием «Обыкновенная история» был спрессован в компактную инсценировку. Она касается всех важных сюжетных поворотов ровно настолько, чтобы развлечь зрителя причудливыми извивами судьбы и психологически обосновать постепенное внутреннее перерождение или, если хотите, взросление человека, готовившегося к чему-то совсем другому. К возвышенной любви, вечной дружбе, к труду на благо всего мира. К литературной славе, в конце концов.
С главным героем мы встречаемся в его родном имении тем солнечным утром, когда он уезжает в Петербург, и видим смешные и трогательные сборы и проводы. Простодушная маменька (актриса Любовь Хотиева) отпускает в непонятный большой мир своего ненаглядного Сашеньку, румяного и кудрявого, застегивая ему манжеты, помогая повязать на шее атласный платок и пытаясь предупредить о грозящих молодому мужчине опасностях (правда, видит их главным образом в нарушении поста и хищных женщинах).
Деревенский уют и родное теплое гнездо на камерной сцене МТА символизирует белоснежная ротонда, где пакует хозяйские чемоданы немолодой слуга Евсей. Для новосибирской художницы Ольги Смагиной деревенская жизнь – это не только светлая ротонда, но и светлые одежды натуральных цветов, тонко отсылающие ко времени написания романа. И непременно простецкие сапоги как часть мужского костюма. Пространства столичной жизни – по бокам сцены, где черные стены и простые черные шкафы, далекий от сентиментальности быт. Да и одеты петербуржцы в этом спектакле современнее и строже.
Разные миры
Второй главный герой этой обыкновенной истории – родной дядя, к которому приезжает Александр, Петр Иванович Адуев (актер Анатолий Кошкарев), импозантный деловой человек, успешный в самом современном понимании этого слова. Сперва он кажется несколько жестковатым даже по меркам литературного первоисточника. Но мы довольно быстро понимаем: путь, который только предстоит его племяннику, он уже прошел. И, выкидывая из окна локон его деревенской возлюбленной («вещественный знак невещественных отношений»), он лишь хочет подготовить юношу к неизбежным трудностям и разочарованиям. Ведь самому Петру Адуеву (это проявляется во многих мелочах) в свое время пришлось куда тяжелее. В столице его никто не опекал, блестящая карьера и фортуна дались ему не сразу.
Эта история, в сущности, очень жестока по отношению к молодому герою (неудачные романы, разбитое сердце и внутреннее опустошение, крах мечты о литературной славе, внутренний перелом) – но не к зрителю, для которого здесь припасено много замечательно смешных моментов. И не только в диалогах. Разные миры в этом спектакле связывают два эпизодических персонажа, ставших у режиссера Марины Шелевер сквозными: активно делающий свою карьеру слуга Петра Ивановича и им же давно забытая юношеская любовь – восторженная старая дева в лентах и кружевах в исполнении Татьяны Синициной.
Первый – саркастичный циник, появляющийся на сцене практически без реплик, чтобы обозначить смену места действия или принести какой-нибудь графин с вином, а заодно выражением лица дать понять публике, что он обо всем этом думает (в свои последние выходы актер Семен Сковородин стабильно срывает маленькие овации). А вторая живет в деревне, то есть за прозрачным занавесом в глубине сцены, вышивает на пяльцах и все любуется на желтые цветы, напоминающие ей о единственном в жизни сильном чувстве.
Что важнее – повзрослеть или сберечь в своей душе все лучшее и возвышенное? В какой мере придется отказаться от себя ради карьеры? И вообще, существует ли счастье в той картине мира, где главное – успех? Как ни странно, для своих героев Марина Шелевер находит утешительную надежду: сначала, конечно, будет трудно, но все преодолимо. А по пути наверх никогда не поздно свернуть в сторону.
Источник: «Алтайская правда»