«Алтайская правда»: о чём новый спектакль Молодёжного театра Алтая «Карьера & фортуна»

Новый спектакль Молодежного театра Алтая «Карьера & фортуна», поставленный режиссером Мариной Шелевер по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», не чурается некоторой литературности, всецело соответствуя при этом заявленному жанру – «интенсив по поиску себя в этом мире».

Ищет и в какой-то степени находит себя в этом мире (а в какой-то, конечно же, теряет) молодой дворянин Александр Адуев, сыгранный Александром Савиным. Прекрасно образованный и, возможно, одаренный идеалист, избалованный гиперопекающей маменькой. Наблюдать за его столичными злоключениями и постепенной утратой иллюзий предстоит 2 часа 40 минут, и это тот случай, когда время для зрителя пролетает незаметно и очень весело – но не бесполезно.

Из родного гнезда

Стараниями Евгения Арзамасцева объемистый роман Гончарова с убийственным названием «Обыкновенная история» был спрессован в компактную инсценировку. Она касается всех важных сюжетных поворотов ровно настолько, чтобы развлечь зрителя причудливыми извивами судьбы и психологически обосновать постепенное внутреннее перерождение или, если хотите, взросление человека, готовившегося к чему-то совсем другому. К возвышенной любви, вечной дружбе, к труду на благо всего мира. К литературной славе, в конце концов.

С главным героем мы встречаемся в его родном имении тем солнечным утром, когда он уезжает в Петербург, и видим смешные и трогательные сборы и проводы. Простодушная маменька (актриса Любовь Хотиева) отпускает в непонятный большой мир своего ненаглядного Сашеньку, румяного и кудрявого, застегивая ему манжеты, помогая повязать на шее атласный платок и пытаясь предупредить о грозящих молодому мужчине опасностях (правда, видит их главным образом в нарушении поста и хищных женщинах).

Деревенский уют и родное теплое гнездо на камерной сцене МТА символизирует белоснежная ротонда, где пакует хозяйские чемоданы немолодой слуга Евсей. Для новосибирской художницы Ольги Смагиной деревенская жизнь – это не только светлая ротонда, но и светлые одежды натуральных цветов, тонко отсылающие ко времени написания романа. И непременно простецкие сапоги как часть мужского костюма. Пространства столичной жизни – по бокам сцены, где черные стены и простые черные шкафы, далекий от сентиментальности быт. Да и одеты петербуржцы в этом спектакле современнее и строже.

Разные миры

Второй главный герой этой обыкновенной истории – родной дядя, к которому приезжает Александр, Петр Иванович Адуев (актер Анатолий Кошкарев), импозантный деловой человек, успешный в самом современном понимании этого слова. Сперва он кажется несколько жестковатым даже по меркам литературного первоисточника. Но мы довольно быстро понимаем: путь, который только предстоит его племяннику, он уже прошел. И, выкидывая из окна локон его деревенской возлюбленной («вещественный знак невещественных отношений»), он лишь хочет подготовить юношу к неизбежным трудностям и разочарованиям. Ведь самому Петру Адуеву (это проявляется во многих мелочах) в свое время пришлось куда тяжелее. В столице его никто не опекал, блестящая карьера и фортуна дались ему не сразу.

Эта история, в сущности, очень жестока по отношению к молодому герою (неудачные романы, разбитое сердце и внутреннее опустошение, крах мечты о литературной славе, внутренний перелом) – но не к зрителю, для которого здесь припасено много замечательно смешных моментов. И не только в диалогах. Разные миры в этом спектакле связывают два эпизодических персонажа, ставших у режиссера Марины Шелевер сквозными: активно делающий свою карьеру слуга Петра Ивановича и им же давно забытая юношеская любовь – восторженная старая дева в лентах и кружевах в исполнении Татьяны Синициной.

Первый – саркастичный циник, появляющийся на сцене практически без реплик, чтобы обозначить смену места действия или принести какой-нибудь графин с вином, а заодно выражением лица дать понять публике, что он обо всем этом думает (в свои последние выходы актер Семен Сковородин стабильно срывает маленькие овации). А вторая живет в деревне, то есть за прозрачным занавесом в глубине сцены, вышивает на пяльцах и все любуется на желтые цветы, напоминающие ей о единственном в жизни сильном чувстве.

Что важнее – повзрослеть или сберечь в своей душе все лучшее и возвышенное? В какой мере придется отказаться от себя ради карьеры? И вообще, существует ли счастье в той картине мира, где главное – успех? Как ни странно, для своих героев Марина Шелевер находит утешительную надежду: сначала, конечно, будет трудно, но все преодолимо. А по пути наверх никогда не поздно свернуть в сторону.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

03.12.2024

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

02.12.2024

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

28.11.2024

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

27.11.2024

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

26.11.2024

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

25.11.2024

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

22.11.2024

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая состоялась первая тактильная экскурсия. Специальную программу составили для учеников Алтайской общеобразовательной школы №2, где занимаются с частично и полностью утратившими зрение детьми. В подготовке уникального проекта принимала участие тифлокомментатор высшей категории Зарина Идрисова.

На экскурсии школьникам рассказали, как театр выглядит снаружи и изнутри, подробно описали цвета, использованные при реконструкции здания материалы, красоту люстр, зрительских кресел, другие особенности интерьера. Они узнали о знаковых событиях, которые происходили в истории МТА, о народном артисте России Валерии Золотухине, его роли в развитии театра.

Но самым любопытным стало, конечно, тактильное знакомство с Молодёжным. Дети своими руками изучили некоторые экспонаты, расположенные в музее театра, и смогли получить представление об экспозиции. Так они узнали о людях, работающих в МТА: бутафоры, сотрудники пошивочного цеха, костюмеры и так далее. Группе повезло – во время посещения большого зрительного зала на сцене шла подготовка декораций к премьерному спектаклю «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина. Так они познакомились со столярным и монтировочным цехами. А после подробно расспрашивали о звуковом и световом.

смотреть фото

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября 2025 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку санкт-петербургского Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимают до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка

Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая идёт работа сразу над двумя спектаклями. Уже 14 декабря начнутся премьерные показы «Сказки о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Специально для МТА Илья Губин создал инсценировку повести, бережно отнесясь к оригиналу. Режиссёром и хореографом сказки стала Ирина Ткаченко, хорошо известная театралам Алтайского края. Она принимала участие в постановках Молодёжного «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба. Сценографию и костюмы разрабатывала Дарья Здитовецкая. Музыку для этой постановки писала композитор Юлия Колченская, также известная любителям театрального искусства. В МТА она была музыкальным руководителем при выпуске спектаклей «Прощание славянки» и «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и пьесе Владимира Синакевича «Дикий». Скоро к команде постановщиков присоединится художник по свету Евгений Козин.

«Сказка о спящей Царевне» в Молодёжном театре Алтая – история о чудесной девочке, пришедшей в мир в рождественскую ночь, и Злой Мачехе, о прекрасном Королевиче Елисеи, наделённым даром возвращать людей из царства тьмы и говорящим с Солнцем, Ветром и Месяцем. О Волшебном Зеркале, отражающем мир и души людей, их свет и тьму. История победы любви и добра над завистью и злобой. Показы премьерного спектакля продлятся до 8 января.

Параллельно идут репетиции вечернего спектакля «Брачная Лихорадка» Антона Чехова. Режиссёр и автор инсценировки – Дарья Камошина, поставившая в МТА «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского. Визуальным решением занималась главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова, за хореографический рисунок отвечает Ольга Вернигора.

«Брачная лихорадка» – это водевильный вечер, герои которого хотят любить и быть любимыми, стремятся вступить в брак и избежать нежелательных отношений. Кто-то в погоне за счастьем руководствуется чёткими критериями в выборе спутника жизни, кто-то доверяет лишь чувству. Ранние, малоизвестные рассказы и хорошо знакомые шутки-комедии Антона Чехова переплетаются между собой и создают единую причудливую историю о лихорадочном поиске семейного счастья и противоречивости человеческих чувств. Первые показы этого спектакля пройдут со 2 по 8 января.

Билеты на обе премьеры в продаже, их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон кассы театра: 50-35-03.

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

В Молодёжном театре Алтая состоялся последний показ трагикомедии Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Спектакль выпустили 2 апреля 2016 года. За это время его сыграли 45 раз, сценическую версию известной пьесы посмотрели 15,5 тысячи человек.

Режиссёром-постановщиком «Обыкновенного чуда» был Иван Стебунов. Режиссуре и актёрскому мастерству он учился в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства у знаменитых педагогов-режиссёров Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова. Постановка спектакля по пьесе Евгения Шварца в барнаульском театре стала первой режиссёрской работой Ивана. Состоялось несколько показов, в которых он сам вышел на сцену МТА и исполнил роль Медведя.

Вместе с артистами Молодёжного театра Алтая, игравшими в спектакле с самого начала, мы вспомнили, как шёл репетиционный процесс, чем запомнился режиссёр, какие традиции были у участников «Обыкновенного чуда». Предлагаем вместе с нами в последний раз погрузиться в атмосферу добра, света и тепла, которые всегда окутывали эту постановку.

смотреть видео

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

Союз театральных деятелей России провёл конкурс на участие в лаборатории актёрского мастерства под руководством народного артиста России, ректора Театрального института имени Бориса Щукина, секретаря СТД РФ, актёра Государственного академического театра имени им. Е. Вахтангова Евгения Князева. В список включили Антона Нечаева из Молодёжного театра Алтая.

Лаборатория Евгения Князева будет проходить в Москве с 12 по 17 декабря. Отбор прошли всего 20 человек. Антон Нечаев – лауреат Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства (2020). С семи лет занимался в детской театральной студии «Протоки», в составе которой участвовал во всевозможных фестивалях Алтайского государственного института культуры.

В 2021 году, сразу по окончании вуза, Антона Нечаева приняли в труппу Молодёжного театра Алтая. Сейчас в его репертуарном листе около 30 ролей в 25 спектаклях.

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

Экспертный совет Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» подвёл итоги работы. В этом году на конкурс поступило 145 спектаклей 117 российских театров. Постановку Молодёжного театра Алтая «Чучело» по повести Владимира Железникова эксперты назвали значимым событием театрального сезона 2023-2024 годов, включил её в лонг-лист.

На «Арлекине» сложилась традиция приглашения в качестве гостя на весь срок фестиваля особо отмеченных экспертами создателей и участников спектаклей, не прошедших в конкурсную и внеконкурсную программы. В этом году таких всего трое, среди них – артистка МТА Дарья Алаева, исполнившая роль Лены Бессольцевой в «Чучеле».

XXII фестиваль и конкурс на соискание Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2025 года пройдут с 13 по 22 апреля 2025 года в Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье».

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Поздравляем артистку Ирину Клишевич с вводом в драму «Гроза» Александра Островского на роль Феклуши.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Афиша
Новости
Соцсети