«Алтайская правда»: сны Бальзаминова – Молодёжный театр Алтая представил последнюю премьеру весны

Молодежный театр Алтая на прошлой неделе представил последнюю премьеру весны и второй в этом сезоне спектакль по Островскому, на сей раз веселый фарс – «Бальзаминов. ЖенитьБЫ» (название можно и нужно понимать двояко).

В основу постановки новосибирского режиссера Дениса Малютина легли три пьесы драматурга с общим подзаголовком «Картины московской жизни»: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдешь, то и найдешь». В них глуповатый мечтательный молодой человек Мишенька Бальзаминов отчаянно пытается поправить свои дела посредством женитьбы на богатой невесте и терпит одну неудачу за другой, пока автор не решает подарить ему искомое.

Со времени написания этой трилогии прошло полтора столетия, но сюжет показался постановочной группе достаточно универсальным, чтобы придумать для нового спектакля оформление абсолютно вне времени. Так что вместо обычного для спектаклей по Островскому овеществленного мещанского быта зрители увидели в волшебном синем пространстве сцены мягко подсвеченные мохнатые облака-корзинки и верхушки белоснежных крыш с белоснежными же трубами, среди которых то и дело разбивалась и вновь оживала мечта Бальзаминова.

Художник-постановщик Николай Чернышев, вероятно, отталкивался от фразы маменьки главного героя: «Мечты ведь это все, мой друг, так все одно – облако». А поскольку заглавный герой еще и известный сновидец, а жанр спектакля – фарс, у зрителей есть основания вообще считать все происходящее сном, причем порой довольно дурным.

Вне какой-то конкретной эпохи и образы персонажей, собранные из примет разных десятилетий и очень, очень детальные. Скажем, сваха Красавина (актриса Галина Чумакова) выглядела как богемная дама откуда-то из середины ХХ века, возможно, даже художница. А чем сватовство не искусство? Первая из несостоявшихся невест Капочка и ее подружка Устинька (Анастасия Лоскутова и Наталья Коровкина) одеты как нынешние студентки, разве что без меры инфантильные, что подчеркивают крошечные сумочки в виде глазастых кошачьих мордочек. Трудно понять, зачем кухарка Бальзаминовых Матрена выглядит как комсомолка-рабфаковка годов 20-30-х (и зачем она хамит хозяевам), но наверняка и этому у постановщиков есть объяснение.

Чем дальше, тем более гротескны образы персонажей и придуманная для них пластика. Роковая вдова Антрыгина в ярком исполнении Алины Раченковой носит пронзительно-желтое кимоно, шипит и извивается, как змея, и в какой-то момент даже совершает харакири воображаемым мечом. «Характеру самого слободного, – аттестует ее сваха. – Ходит это по комнатам, размахивает руками. Никого, говорит, я не боюсь, что хочу, то и творю». Она и правда размахивает и действительно творит что хочет, жестоко играя чувствами мрачно-серьезного Устрашимова (Александр Савин) и Бальзаминова.

Запертые строгими братьями Раиса и Анфиса живут с привязанными к рукам белыми коромыслами, что, впрочем, не мешает им сплясать вульгарный танец и всем своим видом демонстрировать готовность к приключениям. Коварный Лукьян Чебаков, использующий наивность Бальзаминова в своих целях, имеет совсем уж дьявольские черты – он даже впервые появляется на сцене с «хвостом», оказавшимся, впрочем, ершиком трубочиста. А красавица Наталья Сляднева необъятную полноту своей Домны Евстигнеевны Белотеловой изображает широко разведя руки в стороны.

В этом сновидении лишь заглавный герой в исполнении Андрея Потеребы и всем сердцем любящая его маменька (Юлия Юрьева) до самого конца остаются живыми людьми. И в отличие от остальных артистов, вынужденных выписывать свои образы широкими мазками, играют сдержанно и тонко. В то время как Бальзаминов излучает нежность, доверчивость и доброту (кстати, нисколько не меркнущие от того, что он пытается жениться по расчету буквально на ком угодно), Бальзаминова здесь воплощенное сочувствие и поддержка. Даже несмотря на то, что в самом начале спектакля авторы зачем-то разбили ее трогательный монолог о сыновней глупости на двоих, причем критические реплики достались грубой Матрене, а Бальзаминова в ответ как бы закрывала глаза на очевидные несовершенства сына.

Постепенное нагнетание абсурда и гротеска, вероятно, очень увлекательное в процессе работы над спектаклем, ближе к концу начинает утомлять. И были зрители, жаловавшиеся на затянутость новой постановки. Но дело, возможно, не только в хронометраже, но и в том, что за этой красивой и веселой оберткой не получается разглядеть сколько-нибудь значительную идею. Режиссер говорил в интервью, что Мишеньку Бальзаминова вполне можно считать героем нашего времени, витающим в облаках и упорно не желающим выходить из детства. И вот, пройдя через все обидные неудачи и унижения, главный герой получает-таки свою богатую жену просто в виде внезапного каприза автора. А сон все не рассеивается, и теперь, наверное, начнется другой.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

24.04.2024

Режим работы кассы в праздничные дни

23.04.2024

Замена спектакля

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

20.04.2024

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Замена спектакля

19.04.2024

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

18.04.2024

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Режим работы кассы в праздничные дни

Уважаемые зрители, в выходные и праздничные дни изменится режим работы кассы Молодёжного театра Алтая.

29 и 30 апреля она будет открыта с 10:00 до 18:00, 1, 9 и 10 мая – выходные. В остальные дни мы ждём вас за билетами в штатном режиме: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 18:00.

Если вам нужно будет приобрести билеты на показы именно в то время, когда касса закрыта, вы можете это сделать онлайн на сайте театра.

Замена спектакля

Дорогие зрители, в связи с болезнью артистов мы вынуждены внести изменения в афишу Молодёжного театра Алтая. 27 апреля в 18:00 вместо трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» мы покажем мюзикл Александра Шевцова «Фауст».

Приносим свои извинения, надеемся на ваше понимание и поддержку. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра по телефону: 503-503.

«Радио России – Алтай»: Молодёжный театр Алтая продолжает поиски талантливых детей, которые пройдут обучение в театральном лагере

На занятия в театральный лагерь «Первая сцена» приглашают детей 9 – 10 лет. Желающие должны направить организаторам видеовизитку, прочитав на камеру любое стихотворение, выученное наизусть. Заявки принимают до середины мая. На сегодня их поступило уже более 50, но в группу попадут только 15 человек – самых ярких и артистичных. Как отметил заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая Станислав Хазиев, в лагере, в первую очередь, ждут детей, которые не боятся сцены.

«Занятия продлятся две недели. В первую неделю дети будут изучать грим, постижорство, мы будем вовлекать их в создание бутафории, обязательно побываем в костюмерном цехе. Также начнём проводить читки материала. А вторая неделя будет посвящена репетициям, подготовке декораций и костюмов. В финале занятий детям предстоит выйти на сцену и показать, чему они научились. Поэтому нам нужны смелые и общительные авантюристы, которые с лёгкостью смогут выступать на публике», – Станислав Хазиев, заведующий литературной частью Молодёжного театра Алтая.

Летний лагерь будет работать в Молодёжном театре Алтая с 3 по 14 июня. Занятия для детей бесплатные. Проект реализуется при поддержке губернаторского гранта в сфере культуры.

Источник: «Радио России – Алтай»

«Алтайская правда»: мордасовские нравы – в Барнауле прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон»

Премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Достоевского в Молодёжном театре Алтая сыграли как немного безумную шахматную партию, напомнив зрителям старше 12, что великий русский классик мог быть смешным.

В гоголевском духе

Идея превратить малую сцену МТА в большую шахматную доску принадлежит режиссеру-постановщику из Санкт-Петербурга Дарье Камошиной, она же выступила художником-сценографом. Взорам зрителей, заполняющих зал, предстает интерьер очень условной гостиной со столиком в виде ладьи, напольными часами-ферзем и белым бюстом шахматного коня. И если кажется, что все это как-то противоречит известному образу Достоевского, то как раз повесть «Дядюшкин сон», написанную в сибирской ссылке, литературоведы относят к жанру водевиля, а ее интонацию и юмор сравнивают с гоголевскими.

По сюжету первая дама губернского города Мордасова Марья Александровна Москалёва (ее играет заслуженная артистка России Галина Чумакова) мечтает удачно выдать замуж красавицу-дочь Зинаиду (Анфиса Козырева). К ней даже посватался перспективный молодой человек Павел Александрович Мозгляков (Александр Пальшин), но гордая Зина в свои 23 года (по меркам середины XIX века серьезный возраст!) почему-то все тянет с окончательным ответом. И тогда, чтобы угодить ее маменьке, Мозгляков привозит в их дом погостить своего дальнего родственника – богатого старого князя К., который в молодости блистал в Европе, но в последние годы, кажется, немного выжил из ума.

Князь в исполнении Виктора Синицина потешно молодится и часами прихорашивается, носит парик и удивительные накладные усы почти как у художника Дали. Но, несмотря на не угасший интерес к женской красоте и общую восторженность, из-за своей рассеянности стал совсем как дитя, то и дело норовящее сесть мимо стула. Язвительный Мозгляков предлагает женить дядюшку на живущей в доме Москалёвых их бедной родственнице Настасье Петровне (Наталья Сляднева), чтобы она немного позаботилась о нем да и унаследовала вскорости и титул, и огромное состояние. Но Марья Александровна уже решила выдать за князя Зинаиду, осталось только уговорить эту слишком хорошо воспитанную и романтичную натуру совершить подлость по отношению к старику.

Пешки и чёрные птицы

Наш проводник в этом мире – персонаж актера Эльдара Носачёва: он и Гришка – наблюдательный слуга в доме Москалёвых, – и в то же время саркастичный авторский голос, представляющий нам во всей красе персонажей этой смешной и несколько безнравственной истории. И раз уж режиссеру показалось, что ее интрига похожа на шахматную партию, то именно он на протяжении основного действия играет сам с собой в шахматы возле сцены, иногда делясь со зрителем своими мыслями по поводу этой игры.

Водевильная природа текста в спектакле проявилась и в костюмах художницы Натальи Сыздыковой. Основные персонажи истории носят белое или, во всяком случае, очень светлое. Но у Марьи Александровны в Мордасове немало конкуренток за звание первой дамы города, и они появляются на сцене во всем черном. Только это уже, кажется, не шахматные фигуры, а скорее черные птицы, вроде кружащего над домом воронья (заметим, что актрисы Ирина Клишевич, Татьяна Синицина и Нина Таякина превращают свои эпизодичес­кие выходы в маленький праздник).

Впрочем, водевиль в трактовке Дарьи Камошиной то и дело уступает место трагикомедии. Целеустремленной Марье Александровне все же удается сломить волю своей дочери, благовоспитанная Зина согласилась одурачить беззащитного князя. Но подлинная причина этого решения нам явлена во плоти в самом конце: девушка любит бедного учителя (Роман Чистяков), а тот лежит при смерти от чахотки, и став богатой женщиной, она могла бы помочь его семье деньгами.

Впрочем, для корреспондентов «АП» истинным сердцем спектакля все же стал тот самый дядюшка – нелепый, неловкий, все забывающий и никого уже не узнающий старик в дурацком парике и жабо, умирающий в конце повести от потрясения. Настолько бесхит­ростный, что его легко было убедить, будто собственное сватовство к молодой красавице ему лишь приснилось.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Замена спектакля

Уважаемые зрители, мы вынуждены сообщить об изменениях в репертуаре театра. В связи с болезнью артистки 21 апреля в 12:00 вместо спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда» покажем «Летучий корабль».

Приносим извинения за доставленные неудобства. Все вопросы по замене билетов или их возврату можно уточнить в кассе театра 503-503.

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Стартовал юбилейный сезон Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 5.0. ArtMasters – это полноценная экосистема для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов. Чемпионат даёт возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, а также найти работу мечты.

Кто может принять участие?

Любители и профессионалы из России и граждане других стран, владеющие русским языком.

Какие компетенции есть в этом году?

Юниоры (14-17 лет): 3D-дизайнер, веб-дизайнер, видеомонтажёр, видеооператор, геймдизайнер, звукорежиссёр кино и медиа, композитор популярной музыки, клипмейкер, сценарист, художник-аниматор.

Основная (18-35 лет): графический дизайнер, фотограф, веб-дизайнер UX/UI, сценограф, копирайтер, режиссёр монтажа, моушн-дизайнер, медиа-композитор, оператор кино и ТВ, клипмейкер, саунд-дизайнер, художник-аниматор, продюсер, мультимедиа художник, звукорежиссёр, художник по свету, композитор популярной музыки, драматург театра и кино.
А также новые компетенции: художник театра кукол и стилист.

Уже несколько лет подряд проводят командные соревнования совместно с арт-кластером «Таврида». Попасть туда могут финалисты чемпионата и выбрать одно из интересных им направлений: «Кино», «Музыка» и «Театр». Это не просто безмерные возможности для развития карьеры и рабочих навыков, но и грамотный трамплин для создания собственного проекта, например короткометражного фильма, театрального этюда или музыкального клипа.

Какой профит от участия?

– Призовой фонд в 36 млн рублей, а также помощь от наших партнёров в виде профессиональных стажировок и рабочего оборудования;
– Для абитуриентов есть возможность заработать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы;
– Каждый участник станет членом огромного профессионального сообщества и получит возможность завести полезные знакомства в креативных индустриях;
– Среди юниоров будут отобраны 30 финалистов, которые смогут попасть в международный детский центр «Артек» на специальную творческую смену.

ArtMasters – ключевое событие в сфере цифрового искусства и креативных индустрий, которое поддержит и раскроет потенциал молодых и талантливых профессионалов.

Подать заявку можно до 27 апреля на сайте чемпионата. Там же указаны все подробности.

Поздравляем артистку с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб»

Поздравляем артистку Ольгу Жучкову с вводом в пластическую драму «Бойцовский клуб» Чака Паланика на роль Рассказчицы.

Желаем нескончаемых оваций и зрительской любви с каждым выходом на сцену, вдохновения и самых ярких эмоций!

Афиша
Новости
Соцсети