«Алтайская правда»: сны Бальзаминова – Молодёжный театр Алтая представил последнюю премьеру весны

Молодежный театр Алтая на прошлой неделе представил последнюю премьеру весны и второй в этом сезоне спектакль по Островскому, на сей раз веселый фарс – «Бальзаминов. ЖенитьБЫ» (название можно и нужно понимать двояко).

В основу постановки новосибирского режиссера Дениса Малютина легли три пьесы драматурга с общим подзаголовком «Картины московской жизни»: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдешь, то и найдешь». В них глуповатый мечтательный молодой человек Мишенька Бальзаминов отчаянно пытается поправить свои дела посредством женитьбы на богатой невесте и терпит одну неудачу за другой, пока автор не решает подарить ему искомое.

Со времени написания этой трилогии прошло полтора столетия, но сюжет показался постановочной группе достаточно универсальным, чтобы придумать для нового спектакля оформление абсолютно вне времени. Так что вместо обычного для спектаклей по Островскому овеществленного мещанского быта зрители увидели в волшебном синем пространстве сцены мягко подсвеченные мохнатые облака-корзинки и верхушки белоснежных крыш с белоснежными же трубами, среди которых то и дело разбивалась и вновь оживала мечта Бальзаминова.

Художник-постановщик Николай Чернышев, вероятно, отталкивался от фразы маменьки главного героя: «Мечты ведь это все, мой друг, так все одно – облако». А поскольку заглавный герой еще и известный сновидец, а жанр спектакля – фарс, у зрителей есть основания вообще считать все происходящее сном, причем порой довольно дурным.

Вне какой-то конкретной эпохи и образы персонажей, собранные из примет разных десятилетий и очень, очень детальные. Скажем, сваха Красавина (актриса Галина Чумакова) выглядела как богемная дама откуда-то из середины ХХ века, возможно, даже художница. А чем сватовство не искусство? Первая из несостоявшихся невест Капочка и ее подружка Устинька (Анастасия Лоскутова и Наталья Коровкина) одеты как нынешние студентки, разве что без меры инфантильные, что подчеркивают крошечные сумочки в виде глазастых кошачьих мордочек. Трудно понять, зачем кухарка Бальзаминовых Матрена выглядит как комсомолка-рабфаковка годов 20-30-х (и зачем она хамит хозяевам), но наверняка и этому у постановщиков есть объяснение.

Чем дальше, тем более гротескны образы персонажей и придуманная для них пластика. Роковая вдова Антрыгина в ярком исполнении Алины Раченковой носит пронзительно-желтое кимоно, шипит и извивается, как змея, и в какой-то момент даже совершает харакири воображаемым мечом. «Характеру самого слободного, – аттестует ее сваха. – Ходит это по комнатам, размахивает руками. Никого, говорит, я не боюсь, что хочу, то и творю». Она и правда размахивает и действительно творит что хочет, жестоко играя чувствами мрачно-серьезного Устрашимова (Александр Савин) и Бальзаминова.

Запертые строгими братьями Раиса и Анфиса живут с привязанными к рукам белыми коромыслами, что, впрочем, не мешает им сплясать вульгарный танец и всем своим видом демонстрировать готовность к приключениям. Коварный Лукьян Чебаков, использующий наивность Бальзаминова в своих целях, имеет совсем уж дьявольские черты – он даже впервые появляется на сцене с «хвостом», оказавшимся, впрочем, ершиком трубочиста. А красавица Наталья Сляднева необъятную полноту своей Домны Евстигнеевны Белотеловой изображает широко разведя руки в стороны.

В этом сновидении лишь заглавный герой в исполнении Андрея Потеребы и всем сердцем любящая его маменька (Юлия Юрьева) до самого конца остаются живыми людьми. И в отличие от остальных артистов, вынужденных выписывать свои образы широкими мазками, играют сдержанно и тонко. В то время как Бальзаминов излучает нежность, доверчивость и доброту (кстати, нисколько не меркнущие от того, что он пытается жениться по расчету буквально на ком угодно), Бальзаминова здесь воплощенное сочувствие и поддержка. Даже несмотря на то, что в самом начале спектакля авторы зачем-то разбили ее трогательный монолог о сыновней глупости на двоих, причем критические реплики достались грубой Матрене, а Бальзаминова в ответ как бы закрывала глаза на очевидные несовершенства сына.

Постепенное нагнетание абсурда и гротеска, вероятно, очень увлекательное в процессе работы над спектаклем, ближе к концу начинает утомлять. И были зрители, жаловавшиеся на затянутость новой постановки. Но дело, возможно, не только в хронометраже, но и в том, что за этой красивой и веселой оберткой не получается разглядеть сколько-нибудь значительную идею. Режиссер говорил в интервью, что Мишеньку Бальзаминова вполне можно считать героем нашего времени, витающим в облаках и упорно не желающим выходить из детства. И вот, пройдя через все обидные неудачи и унижения, главный герой получает-таки свою богатую жену просто в виде внезапного каприза автора. А сон все не рассеивается, и теперь, наверное, начнется другой.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

03.12.2024

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

02.12.2024

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

28.11.2024

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

27.11.2024

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

26.11.2024

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

25.11.2024

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

22.11.2024

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Уникальную тактильную экскурсию провели в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая состоялась первая тактильная экскурсия. Специальную программу составили для учеников Алтайской общеобразовательной школы №2, где занимаются с частично и полностью утратившими зрение детьми. В подготовке уникального проекта принимала участие тифлокомментатор высшей категории Зарина Идрисова.

На экскурсии школьникам рассказали, как театр выглядит снаружи и изнутри, подробно описали цвета, использованные при реконструкции здания материалы, красоту люстр, зрительских кресел, другие особенности интерьера. Они узнали о знаковых событиях, которые происходили в истории МТА, о народном артисте России Валерии Золотухине, его роли в развитии театра.

Но самым любопытным стало, конечно, тактильное знакомство с Молодёжным. Дети своими руками изучили некоторые экспонаты, расположенные в музее театра, и смогли получить представление об экспозиции. Так они узнали о людях, работающих в МТА: бутафоры, сотрудники пошивочного цеха, костюмеры и так далее. Группе повезло – во время посещения большого зрительного зала на сцене шла подготовка декораций к премьерному спектаклю «Сказка о спящей Царевне» Александра Пушкина. Так они познакомились со столярным и монтировочным цехами. А после подробно расспрашивали о звуковом и световом.

смотреть фото

Открыт приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в Шестом Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 15 по 21 сентября 2025 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку санкт-петербургского Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимают до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка

Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Две премьеры готовят к Новому году в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая идёт работа сразу над двумя спектаклями. Уже 14 декабря начнутся премьерные показы «Сказки о спящей Царевне» Александра Пушкина.

Специально для МТА Илья Губин создал инсценировку повести, бережно отнесясь к оригиналу. Режиссёром и хореографом сказки стала Ирина Ткаченко, хорошо известная театралам Алтайского края. Она принимала участие в постановках Молодёжного «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба. Сценографию и костюмы разрабатывала Дарья Здитовецкая. Музыку для этой постановки писала композитор Юлия Колченская, также известная любителям театрального искусства. В МТА она была музыкальным руководителем при выпуске спектаклей «Прощание славянки» и «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и пьесе Владимира Синакевича «Дикий». Скоро к команде постановщиков присоединится художник по свету Евгений Козин.

«Сказка о спящей Царевне» в Молодёжном театре Алтая – история о чудесной девочке, пришедшей в мир в рождественскую ночь, и Злой Мачехе, о прекрасном Королевиче Елисеи, наделённым даром возвращать людей из царства тьмы и говорящим с Солнцем, Ветром и Месяцем. О Волшебном Зеркале, отражающем мир и души людей, их свет и тьму. История победы любви и добра над завистью и злобой. Показы премьерного спектакля продлятся до 8 января.

Параллельно идут репетиции вечернего спектакля «Брачная Лихорадка» Антона Чехова. Режиссёр и автор инсценировки – Дарья Камошина, поставившая в МТА «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского. Визуальным решением занималась главный художник Молодёжного театра Алтая Наталья Сыздыкова, за хореографический рисунок отвечает Ольга Вернигора.

«Брачная лихорадка» – это водевильный вечер, герои которого хотят любить и быть любимыми, стремятся вступить в брак и избежать нежелательных отношений. Кто-то в погоне за счастьем руководствуется чёткими критериями в выборе спутника жизни, кто-то доверяет лишь чувству. Ранние, малоизвестные рассказы и хорошо знакомые шутки-комедии Антона Чехова переплетаются между собой и создают единую причудливую историю о лихорадочном поиске семейного счастья и противоречивости человеческих чувств. Первые показы этого спектакля пройдут со 2 по 8 января.

Билеты на обе премьеры в продаже, их можно оплатить Пушкинской картой. Телефон кассы театра: 50-35-03.

В Молодёжном театре Алтая простились со спектаклем «Обыкновенное чудо»

В Молодёжном театре Алтая состоялся последний показ трагикомедии Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Спектакль выпустили 2 апреля 2016 года. За это время его сыграли 45 раз, сценическую версию известной пьесы посмотрели 15,5 тысячи человек.

Режиссёром-постановщиком «Обыкновенного чуда» был Иван Стебунов. Режиссуре и актёрскому мастерству он учился в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства у знаменитых педагогов-режиссёров Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова. Постановка спектакля по пьесе Евгения Шварца в барнаульском театре стала первой режиссёрской работой Ивана. Состоялось несколько показов, в которых он сам вышел на сцену МТА и исполнил роль Медведя.

Вместе с артистами Молодёжного театра Алтая, игравшими в спектакле с самого начала, мы вспомнили, как шёл репетиционный процесс, чем запомнился режиссёр, какие традиции были у участников «Обыкновенного чуда». Предлагаем вместе с нами в последний раз погрузиться в атмосферу добра, света и тепла, которые всегда окутывали эту постановку.

смотреть видео

Артист Молодёжного театра Алтая Антон Нечаев прошёл отбор в лабораторию Евгения Князева

Союз театральных деятелей России провёл конкурс на участие в лаборатории актёрского мастерства под руководством народного артиста России, ректора Театрального института имени Бориса Щукина, секретаря СТД РФ, актёра Государственного академического театра имени им. Е. Вахтангова Евгения Князева. В список включили Антона Нечаева из Молодёжного театра Алтая.

Лаборатория Евгения Князева будет проходить в Москве с 12 по 17 декабря. Отбор прошли всего 20 человек. Антон Нечаев – лауреат Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства (2020). С семи лет занимался в детской театральной студии «Протоки», в составе которой участвовал во всевозможных фестивалях Алтайского государственного института культуры.

В 2021 году, сразу по окончании вуза, Антона Нечаева приняли в труппу Молодёжного театра Алтая. Сейчас в его репертуарном листе около 30 ролей в 25 спектаклях.

Спектакль «Чучело» Молодёжного театра Алтая назвали значимым событием сезона 2023-2024 годов

Экспертный совет Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» подвёл итоги работы. В этом году на конкурс поступило 145 спектаклей 117 российских театров. Постановку Молодёжного театра Алтая «Чучело» по повести Владимира Железникова эксперты назвали значимым событием театрального сезона 2023-2024 годов, включил её в лонг-лист.

На «Арлекине» сложилась традиция приглашения в качестве гостя на весь срок фестиваля особо отмеченных экспертами создателей и участников спектаклей, не прошедших в конкурсную и внеконкурсную программы. В этом году таких всего трое, среди них – артистка МТА Дарья Алаева, исполнившая роль Лены Бессольцевой в «Чучеле».

XXII фестиваль и конкурс на соискание Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2025 года пройдут с 13 по 22 апреля 2025 года в Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье».

Поздравляем артистку с вводом в драму «Гроза»

Поздравляем артистку Ирину Клишевич с вводом в драму «Гроза» Александра Островского на роль Феклуши.

Пусть каждый следующий выход на сцену в новом амплуа сопровождается бурными овациями зрителей, пусть не смолкает гул зрительского «Браво»!

Афиша
Новости
Соцсети