«Алтайская правда»: спектакль Wonder boy представил Молодёжный театр Алтая

Молодежный театр Алтая представил спектакль Wonder boy, адресованный главным образом подросткам, но, думается, не менее ценный для родителей и учителей.

История особенного ребенка по имени Август, который на одиннадцатом году жизни впервые идет в школу и пытается найти себя в этом новом мире, рассказана без надрыва и морализаторства, зато с неожиданным юмором.

Режиссер, он же автор сценической композиции Максим Соколов почти официально специализируется на спектаклях «12+». Барнаул и познакомился с ним на прошлом Золотухинском фестивале, где участвовал спектакль Архангельского молодежного театра «Пираньи. Дневник 12-летнего», тепло принятый разновозрастной публикой и профессиональным жюри. Было ясно: режиссер сочувствует своей аудитории и, что редкость для взрослого человека, умеет говорить с ней не свысока. Это ощущается и в новом спектакле – и становится, наверное, самым обаятельным ее свойством.

Мальчик без лица

На сцене – огромная голова древнеегипетского сфинкса, сложенная как бы из каменных глыб и упирающаяся в потолок (трое бутафоров МТА могли бы порассказать, как создавали эту 350-килограммовую конструкцию в течение месяца!). Видны плечи, уши и головной убор, но вместо лица – мешанина бугров и вмятин, как будто скульптор не успел высечь главное.

У Августа Пуллмана тоже с лицом все нескладно: из-за редкого генетического сбоя черты его смяты и искажены. Правда, мы знаем об этом лишь с его слов – и по реакции других персонажей, поскольку исполнитель главной роли Владимир Кулигин играет спектакль с квадратной коробкой на голове. «Как я выгляжу, описывать не буду, – говорит главный герой зрителям в самом начале спектакля. – В любом случае все хуже, чем вы думаете».

Идея «мальчика без лица» доведена до логического предела. Режиссер объяснял, что не хотел давить на жалость, поскольку понятно, что в школе главному герою сперва придется несладко. Но у актера остаются лишь пластика и голос, чтобы сыграть горечь, обиду, смятение, радость, надежду и все остальные чувства на свете, да так, чтобы мы сопереживали «белой коробке» с прорезями для глаз и рта. Зато одноклассники Августа украшают себя как могут, у «мальчишек» в исполнении артистов МТА сплошь разноцветные прически, у девчонок – зеленые помады.

Сложный путь

Если в Архангельских «Пираньях…», которых могли видеть барнаульцы, у режиссера Соколова была запоминающаяся одиозная завуч в исполнении бритого наголо артиста-мужчины, то в школе, в которую идет наш нынешний герой, учителя просто превосходные. Например, мудрый мистер Браун (актер Виктор Синицин), предлагающий в начале года своим пятиклассникам подумать над вопросом: «Кто мы? Что мы за люди?»

И с родителями Августу повезло, и со старшей сестрой, и даже с собакой. Но вряд ли это так уж высоко ценит ребенок, которому больше всего хочется быть принятым сверстниками, – а те шарахаются как от чумного и обсуждают за глаза. Завязавшаяся было дружба с мальчиком Джеком (Андрей Потереба) в какой-то момент обернется его бессмысленным предательством. Да и старшая сестра Августа по имени Вия (Наталья Сляднева) переживает взаимное отчуждение с лучшей подругой. Впрочем, кто был подростком, даже самым обычным, тому знакомы все кусочки этого пазла.

Режиссер и художник-постановщик спектакля Анастасия Юдина с удовольствием цитируют компьютерную игру «Майнкрафт», наделив главного героя головой-кубиком и узнаваемым пластмассовым мечом, появляющимся в неожиданный момент и вызвавшим бурную радость школьников на премьере. Сам Август обожает «Звездные войны», носит «падаванскую» косичку и сравнивает себя с Ханом Соло. А главный отрицательный персонаж Джулиан (не так чтобы злодей, просто противный мальчишка в исполнении Дмитрия Борисова) воображает себя звездой стендапа.

Что важно, в фокусе внимания режиссера не только объективные трудности Августа и его семьи, но и тот путь взросления, который проходят за какой-то учебный год его сверстники. Анонсируя премьеру, в МТА задавались вопросом: что если гадкий утенок так и не превратится в прекрасного лебедя? Он ведь и правда не станет красавцем и болезнь никуда не денется. Так вот внимательные зрители заметят, что преображение здесь на самом деле уготовано очень многим персонажам.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

24.01.2025

Вакансия Молодёжного театра Алтая

23.01.2025

«Вести – Алтай»: два алтайских театра и одна концертная организация отправятся в этом году на большие гастроли

22.01.2025

Перенос спектакля

21.01.2025

Молодёжный театр Алтая поедет во Владивосток на Большие гастроли

17.01.2025

Работа над новым спектаклем началась в Молодёжном театре Алтая

Спектакль Молодёжного театра Алтая претендует войти в «Золотой фонд театральных постановок России»

«Алтайская правда»: спектакль Молодёжного театра Алтая стал одной из самых запоминающихся постановок новогодней кампании

Вакансия Молодёжного театра Алтая

В Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина требуется монтировщик сцены. В обязанности входит выполнение монтировочных работ по установке декораций и сценического оборудования, выполнение погрузочно-разгрузочных работ на гастролях и выездных спектаклях.

Резюме принимают по почте teatraltai@mail.ru, вопросы по вакансии можно задать по телефону: 503-504.

«Вести – Алтай»: два алтайских театра и одна концертная организация отправятся в этом году на большие гастроли

На «Большие гастроли» в этом году отправятся два алтайских театра и одна концертная организация. Участниками Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации стали Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина, Бийский драмтеатр и Государственный молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» имени Березикова.

Молодёжный театр Алтая проведёт обменные гастроли с Приморским драмтеатром из Владивостока – алтайские артисты покажут на выезде четыре спектакля. Бийские актёры, в свою очередь, отправятся по обмену в Красноярский край, в город Канск. Артисты ансамбля «Алтай» выступят в шести городах Калининградской области, где покажут балет «Рахманинов» и концертную программу «Я Алтая почувствую душу».

Программу «Большие гастроли», в рамках которой организованы обменные гастроли, реализует Министерство культуры России. Всего в 2025 году участниками проекта станут 265 театров и 65 творческих коллективов страны.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Перенос спектакля

Уважаемые зрители, в репертуаре Молодёжного театра Алтая изменения. Показ спектакля «Брачная лихорадка» Антона Чехова, запланированный на 6 февраля в 18:30, переносится на 21 февраля в 18:30.

Билеты остаются действительными. Приносим свои извинения за неудобства. По всем вопросам обращайтесь в кассу театра по телефону: 503-503.

Молодёжный театр Алтая поедет во Владивосток на Большие гастроли

Молодёжный театр Алтая им. В.С. Золотухина вошёл в список участников программы «Большие гастроли». Результаты отбора во Всероссийский гастрольно-концертный план Министерства культуры Российской Федерации на 2025 год опубликовали 21 января.

В октябре МТА проведёт обменные гастроли с Приморским краевым драматическим театром молодёжи. Во Владивостоке Молодёжный представит четыре своих ярких и очень разноплановых спектакля: «Каштанка» Антона Чехова, «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина, «Марьино поле» Олега Богаева и «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» Анны Морозовой.

Приморский драмтеатр молодёжи тоже готовит интересную программу для поездки на Алтай. На барнаульской сцене коллектив представит постановки «Никита ищет море» Дарьи Варденбург, «Два солнца» по мотивам мифов и легенд Дальнего Востока, посвящение Дню Победы «Голоса памяти» и «Пакетик, который хотел быть нужным» Гули Насыровой.

Таким образом гастроли двух театров, расположенных друг от друга в шести тысячах километров, станут настоящим украшением федеральной программы «Большие гастроли для детей и молодёжи». Оператором плана выступает ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.

Работа над новым спектаклем началась в Молодёжном театре Алтая

В Молодёжном театре Алтая приступили к работе над новой постановкой – состоялся техсовет спектакля «Яга», премьера которого состоится уже весной. Авторы музыкальной сказки для взрослых – Андрей Григорьев и Мария Малухина. В постановочную группу вошли главный режиссёр МТА Дарья Догадова, сценограф Ирина Уколова, художник по костюмам Ольга Смагина, художник по свету Алексей Крючков, хореограф Ксения Малинина и музыкальный руководитель Елена Иващенко.

По словам режиссёра, материал очень интересный. В современном мире представление об этом, пожалуй, самом известном славянском фольклорном персонаже, искажено. Изначально же Яга была положительным героем, являла собой силу справедливости, она была на защите детей. Именно с такой точки зрения создатели спектакля приступили к работе.

Поскольку это мифологическая история, есть потребность создания на сцене целого мира. Костюмы, декорации, реквизит, игра света помогут зрителям погрузиться в мистическое пространство, где славянские боги живут наравне с людьми. Мы станем свидетелями становления юной ведьмы.

Спектакль «Яга» выпустят на большой сцене, в масштабном проекте заняты 24 артиста Молодёжного театра Алтая. Премьерные показы пройдут 14 и 15 марта, билеты появятся в продаже в ближайшие дни.

смотреть фото

Спектакль Молодёжного театра Алтая претендует войти в «Золотой фонд театральных постановок России»

Завершился первый этап отбора спектаклей, которые российские профессиональные театры заявили для участия в конкурсе «Золотой фонд театральных постановок России» Союза театральных деятелей РФ. Первый конкурс прошёл спектакль Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина в постановке режиссёра Анны Зуевой.

Члены отборочной комиссии, в состав которой входили эксперты, рекомендованные региональными отделениями СТД РФ, внимательно отсмотрели записи всех спектаклей – более 400 театров предложили на конкурс около тысячи заявок. Союз театральных деятелей России опубликовал список 300 спектаклей, из которых экспертное жюри выберет 100 победителей в фонд «Золотого фонда театральных постановок России».

СТД РФ приурочил создание «Золотого фонда театральных постановок России» к своему 150-летию, которое будет широко отмечаться в 2026 году. В конкурсе приняли участие профессиональные коллективы из всех регионов нашей страны – от Калининграда до Камчатки – со спектаклями разных жанров. По условиям проекта, спектакли должны отражать традиционные духовно-нравственные ценности и формировать общероссийский культурный код.

СТД РФ планирует создать телеверсии спектаклей «Золотого фонда». На съёмку и трансляцию 10 спектаклей уже выделен грант Президентского фонда культурных инициатив. Стратегический партнёр конкурса – «Триколор». Оператор покажет телевизионные версии спектаклей на канале собственного производства «Большой эфир».

«Алтайская правда»: спектакль Молодёжного театра Алтая стал одной из самых запоминающихся постановок новогодней кампании

«Сказка о спящей Царевне» Молодёжного театра Алтая стала одним из самых эффект­ных спектаклей новогодней кампании в Барнауле. Знакомой всем с детства пушкинской истории здесь придали форму почти мистерии, а главным сказочным спецэффектом, поразившим зрителей всех возрастов, стала работа художника-постановщика и художника по свету.

Кажется, эти образы, придуманные Дарьей Здитовецкой из Санкт-Петербурга, должны надолго застревать в памяти: гипертрофированно русские костюмы с огромными кокошниками, решенные исключительно в черном, белом и красном цвете (ближе к концу спектак­ля появляются еще золото и серебро), огромное волшебное зеркало во всю высоту сценической площадки, прекрасная и коварная мачеха с ее змеиной пластикой… Довершает волшебство световое решение Евгения Козина. И невольно завидуешь тем, для кого этот спектакль стал самым первым театральным впечатлением в жизни. Впрочем, если вы не успели увидеть это диво в дни новогодних каникул, расстраиваться не стоит: «Сказка…» вошла в постоянный репертуар МТА.

Вне времени, под Рождество

Даже эстетика праздничной интермедии, которую в Молодёжном разыгрывали не в фойе, а прямо перед сценой, не случайна и готовит зрителей к спектаклю. Ее персонажи одеты в уютное стеганое (и тоже бело-черно-красное), а традиционные русские платки соседствуют с современными белыми ушанками и меховыми наушниками, любимыми подростками. Этот праздный люд разыгрывает представление с Петрушкой, который хочет наняться в помощники к некоему Деду Трескуну, а попутно перебрасывается со зрительным залом маленькими пестрыми подушечками.

Завоевав внимание юной публики, герои интермедии зажигают свечи и исполняют трогательную рождественскую песню, ведь пушкинская Царевна появляется на свет как раз в сочельник, а на следующий день из долгих странствий, наконец, возвращается чернобородый Царь-отец (Евгений Быков). Его образу придали почти библейские черты, при этом сложная многослойная корона напоминает о зубцах крепостной стены (этот мотив квад­ратных зубцов повторяется в колыбели, элементах костюмов и много где еще).

Похоронив свою кроткую Царицу в белоснежном (Юлия Юрьева), спустя год он женится на другой – ее полной противоположности. Молодая супруга в исполнении Елены Логачёвой носит черный кокошник, похожий на гребень какой-нибудь экзотической ящерицы, сверкающее вечернее платье на одно плечо и эффектный грим, излучая одновременно колдовскую обольстительность и угрозу.

Настоящая сказка

Жанр нового спектакля режиссер Ирина Ткаченко определила как «видения в зеркале». Собственно, двустороннее «зеркало» в деревянной раме (то самое говорящее и волшебное, которое Молодой Царице «в приданое дано») стало главной декорацией, а остальные элементы периодически спускаются сверху и потом исчезают. Из мерцаю­щей глади этого зеркала то и дело выходят некие духи – тоже, конечно, в кокошниках и тоже мерцающие (Дарья Алаева, Ярослава Волошина, Юлия Нагибина). Извиваясь, они мучают Молодую Царицу откровенностью: ее повзрослевшая падчерица-царевна теперь всех милее, всех румяней и белее. А еще, конечно, добрее – у актрисы Натальи Очаковской редкостный талант убедительно играть доброту и нравственную чистоту, зрители должны помнить это еще по ее Золушке. Неудивительно, что переживающие за героиню ребятишки кричат ей из зала, чтобы она не ела отравленное яблоко!

«Румяность» Царевны тоже доведена до предела: она вся в алом с головы до пят, алые даже ресницы, а кокошник по форме похож на церковную маковку. Впрочем, здесь вообще все на что-то похоже, о чем-то напоминает, а цепочки ассоциаций уводят порой в не­ожиданные области. И нет ничего случайного, кажется, ни одна бусинка или блестка не пришита просто для красоты, хотя красоты – с избытком.

Вот и Елисей словно сошел с палехской шкатулки (или вышел из раннесоветского фильма-сказки), а играющему его Роману Чистякову для пущей аутентичности пришлось осветлить волосы. Дремучий лес, в который Чернавка уводит по приказу мачехи юную Царевну, – это толстенные и довольно неприятные на вид темные «косы», спускающиеся сверху. А приютившие герои­ню в своем лесном тереме семь богатырей немножко «медведи», сильные и простодушные. Так что слово «видения» из жанрового определения спектакля описывает его идеально: даже взрослому человеку порой не верится в происходящее. Впрочем, разве не такими должны быть сказки?

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Афиша
Новости
Соцсети