«Алтайская правда»: в Барнауле представили премьеру спектакля «Старший сын»

На малой сцене Молодежного театра Алтая прошла премьера спектакля «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Для артиста МТА Алексея Бурдыко это уже третья режиссерская работа, и вновь он берется за советскую драматургическую классику. Жанрового определения новой постановки в театре не дают, называя ее творческим экспериментом. Это заставляет отнестись к спектаклю снисходительно, в чем он на самом деле не нуждается: даже в шершавом премьерном показе были свои прекрасные моменты.

Формально у Алексея Бурдыко – комедия положений, герои которой в силу разных причин (в основном, кстати, из лучших побуждений) непрерывно друг друга обманывают. В финале огромный снежный ком всеобщего вранья рассыпается, освобождая участников и давая им возможность увидеть правду, которая оказывается куда лучше фальшивого фасада.

Сюжет этот многим известен по одноименному советскому фильму 1975 года с Николаем Караченцовым и Евгением Леоновым. Случайные знакомые Владимир Бусыгин (в спектакле МТА его играет Роман Чистяков) и Семен Севостьянов по прозвищу Сильва (артист Дмитрий Борисов) провожают неких девиц. Но их надеждам на продолжение вечера не суждено сбыться. Хуже того, приятели опаздывают на последнюю электричку и рискуют замерзнуть где-то в предместье холодной весенней ночью. И тогда, чтобы просто выгадать немного времени и погреться, они спонтанно решают разыграть одну семью, выдав Бусыгина за внебрачного сына хозяина дома – пьющего неудачливого кларнетиста Сарафанова (Анатолий Кошкарев). А им неожиданно верят: в 1945 году у Сарафанова (тогда еще солдата) был роман с женщиной, чье имя он уже и не помнит. Так у не имевшего отца Бусыгина появляются не только «отец», но и «младший брат» с «сестрой».

В течение следующих суток приятели не раз пытаются покинуть дом Сарафановых, но каждый раз их что-то удерживает. Сперва это чувство вины Бусыгина («Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»). Потом его увлечение строгой «сестрой» Ниной, которая собирается замуж за перспективного курсанта-летчика, лишь бы уехать из дома. Затем уже ответственность за «младшего брата» Васеньку, десятиклассника, смешно и трагически влюбленного во взрослую соседку и решившего от своей душевной раны сбежать на советскую стройку в тайгу (Семен Сковородин выдает замечательного подростка с обостренными эмоциями). А затем в эту же роковую соседку (Наталья Сляднева) влюбляется и Сильва – вальяжный нахал с гитарой. Когда же обман «старшего сына» разоблачат, герои будут вынуждены признать, что родство по духу может быть куда сильнее кровного родства.

Вся эта история разворачивается в пространстве малой сцены МТА. Зажигается вначале одинокий фонарь, освещая домик соседки и нелепый быт Сарафановых: стол, на нем стулья кверху ножками, под ним свернутый рулоном матрас. Буфет повернут к зрителям боком, жесткий диван – торцом. Эпизод, в котором герои собираются за эталонным круглым столом на торжественный ужин, заканчивается эталонным же неприличным скандалом, который Нина язвительно назовет «концертом для кларнета с оркестром». При этом ощущение, что артистам на самом деле нелегко освоить это довольно обширное и почти пустое пространство, не покидает до самого конца спектакля.

Непросто может быть и зрителям, от которых в насыщенной юмором и эмоциональными всплесками постановке как-то ускользает тот факт, что пьеса Вампилова буквально пронизана символами дома и родства в их почти библейской простоте и изначальности. Вот отец, который обретает сына, а с ним и дом обретает полноту и устойчивость. А вот и сын, который, сам того не понимая, искал отца всю жизнь. Тот факт, что «отец», вообще-то, принадлежит к поколению, прошедшему войну, а «сын», вполне возможно, послевоенная безотцовщина, делает неизбежным и необходимым финальный разворот от чистой комедии в сторону драмы, хотя бы и подспудной. В спектакле этой смены тональности по большому счету не происходит.

Есть и другой важный мотив – доверие. Да, фраза «все люди – братья» звучит в пьесе исключительно в ироническом, даже ерническом контексте. А неправдоподобную завязку (каким-то проходимцам верят на слово и пускают в дом!) легко списать на наивные нравы советских 60-х. Наконец, проблема лжи, пронизывающей жизнь семьи Сарафановых, тоже вроде бы разрешается финальными признаниями. Но без этих огромных подводных рифов спектакль так и остается однослойной забавной комедией, в которой неплохим людям случайно повезло.

Источник: «Алтайская правда»

Новости

04.12.2022

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

03.12.2022

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

01.12.2022

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Поздравляем артистов с вводом в романтическую историю «Золушка»

Поздравляем Антона Нечаева, Галину Чумакову и Виталия Прозорова с вводом в романтическую историю «Золушка» Шарля Перро. Желаем побольше сказочных ролей и волшебных моментов!

«Катунь 24»: в Молодёжном театре Алтая готовятся к премьере спектакля «Огниво»

Подсмотреть костюмы и бутафорию героев предстоящей новогодней премьеры «Огниво» в Молодёжном театре Алтая удалось съемочной группе телеканала «Катунь 24». В программе «Время культуры» зрителям показали путешествие по закулисью.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Открыт приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале имени Валерия Золотухина

1 декабря стартовал приём заявок на участие в V Всероссийском молодёжном театральном фестивале им. В.С. Золотухина. Масштабный культурный форум пройдёт в Барнауле с 18 по 24 сентября 2023 года. Он соберёт профессиональные творческие коллективы из разных уголков страны, которые представят свои лучшие спектакли разных жанров и форм.

Как и в прошлые годы, основной площадкой проведения театрального форума станет Молодёжный театр Алтая. У любителей театрального искусства будет уникальная возможность за неделю посмотреть 12 спектаклей, адресованных преимущественно молодёжной аудитории. По сложившейся традиции фестиваль закроется спектаклем театра, приглашённого в Барнаул в качестве гостя. На этот раз зрителям представят постановку Российского академического Молодёжного театра. Программу показов дополнят образовательные семинары, лаборатории, круглые столы и мастер-классы от экспертов театрального дела.

Заявки на участие принимаются до 1 марта. Спектакль, адресованный молодёжной аудитории, должен быть выпущен в период с 1 января 2021 по 31 декабря 2022 года. Электронную форму заявки нужно заполнить на сайте Молодёжного театра Алтая в разделе «Фестиваль». Уже весной станет известно, какие спектакли каких театров смогут увидеть жители региона.

Справка
Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина учреждён указом губернатора Алтайского края от 10 октября 2013 года. К участию в фестивале допускаются на равных условиях профессиональные драматические театры любой формы собственности и подчинения, русские и национальные театры. Организаторами фестиваля выступают Министерство культуры Алтайского края, Молодёжный театр Алтая, Алтайское краевое отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации». Фестиваль проходит раз в два года при поддержке Министерства культуры России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Всероссийский проект Народного фронта «Все для Победы!»

Общероссийский народный фронт запустил портал «Все для Победы!» и дал старт началу работы благотворительного фонда по сбору средств в поддержку воинских подразделений и мирного населения Донбасса.

На данном Портале рассказывается, как перечислить деньги, где принимают вещи, что требуется бойцам, здесь же можно узнать, как грузы доставляются адресатам.

В конце октября открыт региональный сбор средств, по которому можно перевести средства для частей, преимущественно сформированных из мобилизованных из Алтайского края, а также частей, дислоцированных в нашем крае, подразделения которых выполняют боевые задачи в ходе СВО.

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Афиша
Новости
Соцсети