Открытие Первого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени Валерия Золотухина

В минувшее воскресенье, 12 октября, состоялось открытие I Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина.
Это был грандиозное событие, на котором собралось немало гостей, в том числе, в МТА прибыли гости из столицы: Роман Виктюк, Анна Большова, Ирина Линдт, Иван Стебунов и Ольга Галахова.
В дни фестиваля свои спектакли представят на сцене Молодежного театра Алтая актеры из Москвы, Новосибирска, Челябинска, Уфы и Алтайского края.
Открытие преподнесло зрителям фестиваля немало сюрпризов. Открывая двери в фойе театра с улицы, гости будто проходили через машину времени и оказывались в советском союзе, в 60-х годах. Повсюду висели плакаты в стиле того времени, «Участникам фестиваля – привет!», пионерские галстуки, а ещё, и тут и там можно было увидеть живые статуи – отражение времени шестидесятников: вот на скамейке сидит влюблённая пара – он робко протягивает ей букет полевых цветов; вон там лыжник собрался прокатиться со снежной горки, а вот здесь уснул мужчина, наверное, трудовой день был слишком тяжёлым.
Фойе театра заполнялось всё больше с каждой минутой – режиссеры, актёры, критики, журналисты, зрители – и все ждали прибытия гостей из Москвы.
Светлана Сатаева, актриса МТА, была занята в официальном открытии, но нашла минутку для того, чтобы рассказать, какой он, это день фестиваля: «Столько беготни сегодня, буквально час назад я была без сил, но сейчас усталость куда-то ушла. Эмоции зашкаливают, чувствуется настроение, дух праздника. Очень хочется, чтобы все это прочувствовали. Мы ждём почётных гостей, уже готовы их встречать. Нам с огромным удовольствием помогают наши студенты, ребята – волонтёры, они сегодня, как и в эти четыре дня в преддверии фестиваля, в образах шестидесятников. Мы продолжаем нести дух того времени, наш сегодняшний спектакль «Ещё раз про любовь», как раз об этом, к тому же, это молодость Валерия Золотухина. Это все для гостей, чтобы они немного пожили тем временем. И таким образом мы создаём своеобразный атмосферный предрассказ к спектаклю».
Пространства в МТА становилось всё меньше: режиссеры барнаульских театров приветствуют друг друга и поздравляют с началом сезона, премьерами, и, конечно же, с праздником, по поводу которого все они собрались в этот день. Константин Яковлев, режиссер театра музыкальной комедии, искренне улыбается – он рад видеть старых друзей и знакомых, которые, в свою очередь, поздравляют его – Константин стал лауреатом первой премии Валерия Золотухина, торжественное вручение которой состоится на фестивале.
«Я думаю, что это событие немного выше и больше, чем просто мероприятие Алтайского края и нашего города, – делится Константин, — это мероприятие, важное для всей Сибири, и конечно, оно подстегнет и наш и все остальные театры, которые принимают в нём участие. Фестиваль – это всегда то место, где можно поделиться опытом, получить новые впечатления, знакомства. И несмотря на то, что круг наш очень тесен, собрать театральных деятелей всех в одном месте практически невозможно, но сегодня мы видим, что как раз происходит обратное. Я думаю, что если у нас будет больше подобных событий, то наверняка вырастет уровень всех театров не только нашего края, города, но и всей Сибири.
Лично для меня это очень приятное событие, поскольку я встречаю здесь своего мастера – Романа Виктюка, жду с минуты на минуту, когда он подъедет, также встречаю своих старых-добрых приятелей, которые уже здесь и мне безумно приятно, что и я могу показать своё творчество своим учителям, находящимся на фестивале. Это трепетно и страшно, ощущение студенческого показа. А вместе с премией вручается и огромная ответственность – чем выше премия, тем больше ожидания от тебя. Безусловно, мне приятно, что мне настолько доверяют, я этого не ожидал. От этого мой заряд, мой настрой вдвойне повысился».
Подошло время встречать столичных гостей. Все пришедшие переместились на крыльцо МТА, который дружелюбно распахнул свои двери в этот день для всех тех, кто любит театр, и кто помнит имя великого артиста, деятеля культуры Валерия Золотухина.
И вот, к крыльцу одна за другой подъезжают ретро авто, из которых выходят только что прибывшие гости. Первой МТА встречает Ирину Линдт, актрису театра и кино. Затем подъезжает актриса Анна Большова, актёр Иван Стебунов и театральный критик и арт-директор фестиваля Ольга Галахова, а за ними театр встречает режиссера, народного артиста Российской Федерации Романа Виктюка.
Взяв в руки белоснежных голубей, гости запустили их в небо, начав, таким образом, торжественное открытие фестиваля.
«Я искренне хочу, чтобы барнаульский зритель воспринял этот фестиваль как праздник, у нас очень мало праздников, мы разучились радоваться. Но мне бы хотелось, чтобы эта радость была в городе» — комментирует Ольга Галахова.
Как бы Валерий Сергеевич отнёсся к этому фестивалю, как воспринял бы его? – московские актёры попытались ответить на этот вопрос: «Он, конечно, был бы счастлив, – говорит Ирина Линдт, — и если Он нас оттуда видит, а я думаю, что видит, то Он безумно этому рад, потому что всё складывается так, как, наверное Он хотел. Он так любил свою родину и так много отдавал ей, что сейчас тот момент, когда что-то возвращается для него обратно. Замечательно, что такой праздник появился и что на Алтае умеют проводить такие фестивали. Спасибо всем, кто воплотил это в жизнь».
«Меня привлёк этот театральный фестиваль. То, что он носит имя Валерия Сергеевича – очень приятно, с ним мы пересекались как раз здесь же. Это был человек–солнце. Несмотря на то, что из всех искусств важнейшим является кино, театр – это его некая основа. Чем больше таких фестивалей будет по всей стране, тем будет лучше, и дай Бог, чтобы это было перспективное начало, и чтобы фестиваль рос, был востребован и полезен» – говорит Анна Большова.
Иван Стебунов родился на Алтае, и когда ему поступило предложение поучаствовать в фестивале, он, не раздумывая ни секунды, сразу же согласился: «Я с большим удовольствием сейчас нахожусь в городе, который очень хорошо знаю, где познакомились мои мама и папа, поэтому сюда на любые мероприятия я всегда с огромным удовольствием прилечу. А в такой праздник – особенно».
Церемонию открытия I Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина вели артисты театра — Анатолий Кошкарёв и Галина Чумакова.
По сценарию, текст у ведущих затерялся, и пришлось вести церемонию без него. Тогда в памяти актёров стали всплывать ассоциации: рождение нового фестиваля – рождение ребёнка – его первые шаги, первые успехи: «Чтобы сделать свои первые шаги, новорождённому нужны забота и внимание, любовь и нежность. Шаг-шаг, ещё шаг… Наш фестиваль делает свои первые шаги, но он будет развиваться, расти с нашим краем и станет важной частью культурной жизни страны. Вот вырастет, окрепнет и будет настоящий боец – лучший фестиваль в мире. Шаг, шаг…».
«Большие гости из Москвы» выходили на эту сцену с поздравлениями, воспоминаниями о Валерии Сергеевиче, песнями, стихотворениями 60-х годов. Каждый из них был настолько искренен и трогателен, что у зрителей наворачивались на глаза слёзы – радости, гордости и нежности: «Валера, это такое счастье, что твоё добро начинает этот фестиваль, — говорит со сцены Роман Виктюк, — ты, Валера, был большим ребёнком. Ребёнок никогда не говорит миру «нет», ребёнок говорит только «да». Вот это «да» должно быть символом, восклицанием вашего фестиваля.
Моя мизансцена, когда я поднимался по ступеням и сделал вид, что не могу на них взобраться, была нарочной. Если бы я изображал, что я не могу подняться на эту сцену, не имею права, то Он тут же подхватил меня и сказал – «вот так вдвоём мы залезаем всю жизнь, не зная, что будет на той высоте».
Я выполнил Его просьбу, чтобы часть меня была в Его театре — открывает этот фестиваль своим спектаклем моя выпускница Вика Олифирова – главный режиссер, она работает здесь. Я выполнил своё обещание и думаю, что Он бы здесь хохотал, и каждый раз кричал — «спасибо». Этот театр будет живым всегда и этот фестиваль – начало большого прыжка.
Когда мы запускали голубей, я держал в руках эту птицу, она была такой спокойной и с такой нежностью у меня на руках ждала полёта. Я поцеловал этого голубя – он даже не вздрогнул. Я раскрыл руки, и он полетел в небо, я подумал – это Его душа, она была у меня в руках, и я отправил её в Алтайский край. Это знак начала уникального фестиваля».
В ложе театра до сих пор стоит то самое кресло, в котором Валерий Сергеевич сидел в день своего семидесятилетия, в день, когда открылось новое здание молодёжного театра, актёр Анатолий Кошкарёв не забыл упомянуть об этом: «На кресле надпись — В.С. Золотухин. Оно будет стоять здесь. Всегда».
На сцене прозвучало немало тёплых слов о Валерии Золотухине, который вложил в Молодёжный театр часть своей души: «Всю свою жизнь он никогда не оправдывался, он перешагивал через всякую нежить, высоко подымая ноги и сохраняя спину прямой, как Бумбараш, задрав подбородок… Задирал подбородок, не хотел отрываться от солнца. Не хотел отрываться – опустишь глаза, а оно исчезнет, не ровен час, не приведи Господи. Всё так зыбко…» — вспоминали о художественном руководителе театра актёры МТА.
«Наш фестиваль когда-нибудь, тоже будет самым лучшим и самым большим, — завершают ведущие, — а пока не легки первые шаги, но хорошо, что мы говорим не текстом, а сердцем».
– See more at: http://avtograf22.ru/otkrytie-pervogo-vserossijskogo-molodezhnogo-teatralnogo-festivalya-im-v-zolotuxina-foto/#sthash.nZIW6Ggu.dpuf

Источник: журнал “Авторгаф”

Новости

25.11.2022

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

21.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

18.11.2022

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

16.11.2022

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

11.11.2022

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

10.11.2022

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Эксперт «Золотой Маски» Нина Карпова побывает на спектаклях Молодёжного театра Алтая

С 1 по 4 декабря на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая побывает Нина Карпова. Театровед, руководитель литературно-драматургической части Московского академического театра Сатиры, эксперт международных и всероссийских фестивалей прилетит в Барнаул по гранту Союза театральных деятелей России «Командировки критиков в театры регионов России».

Нина Никитична посмотрит четыре спектакля МТА, выпущенные за последний год – страшную сказку «Василисса» Марии Малухиной, историю грандиозной аферы «Мёртвые души» Николая Гоголя, мюзикл «Фауст» Александра Шевцова и странствие «Марьино поле» Олега Богаева. Каждый она обсудит с артистами, художественным руководством и работниками производственных цехов.

Нина Карпова окончила театроведческий факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Печаталась в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Музыкальная жизнь», газетах «Культура», «Экран и сцена», «Аргументы и факты», «Московская правда», а также американских и европейских театральных изданиях. Она – автор и редактор Первого тома Российской театральной энциклопедии (2020). Постоянный эксперт и член жюри множества российских театральных фестивалей, среди которых «Золотая Маска».

Грант «Командировки критиков в театры регионов России» предназначен для театров, которые хотели бы пригласить критика для просмотра и обсуждения своих спектаклей. В этом году заявки на участие подали более 140 коллективов, Союз театральных деятелей отобрал только 36.

Поздравляем артистку с вводом в оперу «Мария Стюарт»

Поздравляем Елену Логачёву с вводом в оперу «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера. Желаем крепко стоять на котурнах, чтобы не снесло волной аплодисментов!

Директор МТА Ирина Лысковец приняла участие во Всероссийском фестивале-лаборатории театров для детей и молодёжи «Колесо»

С 15 по 17 ноября в Екатеринбургском театре юного зрителя проходил Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо». В числе участников – руководителей ведущих театров юных зрителей страны – была и директор Молодёжного театра Алтая Ирина Лысковец.

Программа включала просмотры лучших спектаклей Екатеринбургского ТЮЗа, выпущенных в последние годы. Гости побывали на показах постановок «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри, «730 шагов» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», «Чучело» по мотивам повести Владимира Железникова, «Дуэль» по повести Антона Чехова и «Пиковая дама» Александра Пушкина.

На фестивале-лаборатории провели «круглый стол» руководителей театров, в котором приняла участие директор Российского академического Молодёжного театра Софья Апфельбаум. Модератором выступила заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова. Состоялась лекция координатора спецпроектов РАМТа Милы Денёвой «Современная российская драматургия для детей и подростков».

Завершился фестиваль обсуждением спектаклей Екатеринбургского театра юного зрителя. Его провели театроведы Ирина Алпатова, Владимир Спешков и Мила Денёва.

Справка

Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи «Колесо» был задуман как передвижной, отсюда и его название. Это своего рода творческий отчёт, презентация принимающего театра. Фестиваль учреждён Союзом театральных деятелей Российской Федерации по инициативе Российского академического Молодёжного театра.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

Спектакль Молодёжного театра Алтая «Василисса» по пьесе Марии Малухиной вошёл в программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Организаторы опубликовали решение экспертного совета.

В этом году заявки на участие подали 149 российских театров, они выдвинули на премию 183 спектакля. Экспертный совет отобрал 10 постановок. Учитывая жанровое и стилевое разнообразие представленных на конкурс спектаклей, рекомендовал дирекции фестиваля включить во внеконкурсную программу постановки, не ставшие номинантами, но получившие при голосовании высокие баллы. Среди них – страшная сказка «Василисса» режиссёра Виктории Печерниковой.

Премьера спектакля состоялась 23 декабря 2021 года. В постановочную группу вошли художник Ксения Кочубей, хореограф Мария Сиукаева, художник по свету Андрей Абрамов и видеохудожник Александр Секачёв. На XV Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-plays» (Екатеринбург, июнь 2022) страшная сказка Марии Малухиной стала лауреатом в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

XX Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» пройдёт в Санкт-Петербурге с 17 по 26 апреля. Спектакль «Василисса» стал третьей работой Молодёжного театра Алтая, которую отмечают театроведы. В 2020 году в программу фестиваля включили глитч Максима Соколова Wonder boy, 2021 году отметили волшебную трагедию режиссёра Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски «Мой папа – Питер Пэн».

На сцене МТА показ «Василиссы» состоится 19 ноября, начало в 17:00. Телефон кассы театра: 503-503.

Фотограф МТА вошла в топ лучших на конкурсе 35AWARDS

Фотограф Молодёжного театра Алтая Евгения Савина получила диплом ежегодной международной премии 35AWARDS. В тематическом конкурсе «Театральная фотография» её работа вошла в топ лучших снимков, заявленных участниками.

Всего в конкурсе приняли участие 1005 человек из 76 стран и 427 городов. В общей сложности они подали 4616 фотографий. По результатам основного голосования работа Евгении Савиниой вошла в 30% лучших.

На одном из снимков, заявленных в конкурсе, – спектакль Молодёжного театра Алтая «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер. Эксперты отметили и кадр, сделанный на показе оперы марионеток «Собака камень» Екатеринбургского театра кукол, который коллектив представил на сцене МТА во время Всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье».

Справка

35AWARDS – международный конкурс, который проводят с 2015 года. Инициатором выступило профессиональное сообщество фотографов 35photo.ru. Определение 100 лучших работ года в различных номинациях и выявление победителей по трём лучшим снимкам проходит в три этапа, на каждом из которых ужесточаются критерии отбора. Все фотографии оцениваются анонимно, поэтому прошлые заслуги их авторов не играют никакой роли.

Поздравляем артистку с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Поздравляем Дарью Чиж с вводом в комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше. Желаем расцветать с каждым выходом на сцену!

«Культура Алтайского края»: женщина ждёт – в МТА поставили спектакль-странствие «Марьино поле»

Полутемное безжизненное пространство. Сцену, усыпанную землей, пересекает существо, облаченное в черные одежды, с лицом пугающе бледным. Словно подгоняемая ветром, гремит, катясь по земле, жестяная банка. Пустота. Безвременье. Так открывается спектакль «Марьино поле» по пьесе уральского драматурга Олега Богаева, который в МТА поставили под занавес 64-го театрального сезона. Режиссером выступила Ирина Астафьева, уже знакомая барнаульскому зрителю по sound-драме «Лёха» в краевом драмтеатре, сценографом – Георгий Пашин (Санкт-Петербург), хореографом – Александр Пучков. Над концептами костюмов работала Мария Рыкова (Санкт-Петербург).

«Странствие» – можно прочесть на афише под названием спектакля. Выбор именно этого слова для обозначения жанра, с одной стороны, обусловлен сюжетом – три старухи, единственные обитательницы заброшенной деревни, отправляются на железнодорожную станцию, чтобы встретить вернувшихся с фронта мужей. Неважно, что каждая из них в свое время получила похоронку, неважно, что со Дня Победы в 1945 году прошло не одно десятилетие. Не то сон, не то видение, посетившее одну из старух, вселяет в одиноких женщин святую веру в то, что их мужья живы, но по какому то недоразумению не могли вернуться домой раньше. С другой стороны, семантика слова «странствие» – более возвышенного, духовного, нежели просто «путешествие», – намекает на то, что путь героинь спектакля лежит не только через пространство, но и через время.

Пьеса Олега Богаева строится по принципу русской волшебной сказки – в ней можно найти большинство атрибутов этого жанра, описанных еще в начале прошлого века фольклористом Владимиром Проппом: недостача (в данном случае – отсутствие мужей), которую герою необходимо восполнить, борьба с вредителями, что встают на пути, и последующая победа (в «Марьином поле», например, старухам удается одолеть Геббельса и Гитлера, которые обрели образы лешего и черта), появление помощника (Левитан, который подсказывает старухам дорогу к озеру с молодильной водой) и т.д. Создатели спектакля в МТА обыгрывают эти фольклорные мотивы богаевской пьесы, добавив персонажей, которые в программке обозначены как «поле». Это девушки, одетые в свободного кроя черные платья, и с кокошниками на головах. Они не раз возникают на сцене во время действа, словно духи, тени тех женщин, которые жили на русской земле до главных героинь.

Эффект путешествия сквозь время достигается и с помощью интермедий с участием танцоров – как указано в программке: «лиц СССР» – в исполнении Дарьи Чиж и Дмитрия Борисова. Белые костюмы и белый же грим, покрывающий не только лицо, но и другие участки тела артистов, делают их похожими на гипсовые парковые скульптуры советского периода. Короткие интермедии воспринимаются как дайджест знаковых событий, произошедших во временном отрезке с 1940 годов и до конца 1990 х. На экране демонстрируются кадры видеохроники – от первого полета человека в космос до чернобыльской катастрофы, фоном звучат песни в исполнении Олега Анофриева, Джо Дассена, группы «Кино».

Спектакль в целом получился музыкально насыщенным – помимо композиций, звучащих в записи, зрители услышали живой вокал артистов МТА. Уже упомянутые выше актрисы, воплощающие собирательный образ «поля», исполняют народные песни, сюжет которых перекликается с сюжетом спектакля, – например, песню «Кумушки», в которой есть такие слова: «Ваши дружки с войны пришли, а мой не пришел. Он сам нейдет, письма не шлет, забыл про меня». В одной из сцен девушки занимаются бытовыми делами – одна шлифует серп, другая затачивает пилу, третья качает деревянную люльку и т.д., и звуки, которые они при этом извлекают: лязг, скрипы, стуки, – тоже сливаются в своеобразную суровую музыку. Лейтмотивом на протяжении всего действа звучит композиция «Жди меня, жди» авторства современного композитора и певца Алексея Вдовина – ее исполняет мужской хор театра. Создатели спектакля выстраивают культурологическую цепочку, протягивают нить между творчеством современника и одним из самых известных стихотворений Великой Отечественной войны, о силе веры, любви и надежды – «Жди меня» Константина Симонова. В спектакле оно не упоминается, но в том числе благодаря созвучию строк и смыслов неизбежно приходит зрителю на ум. Кстати, за музыкальное оформление «Марьиного поля» в МТА отвечала Екатерина Порсева – актриса театра драмы имени В.М. Шукшина.

Нельзя не сказать о трио главных героинь, разных по характеру и в то же время дополняющих друг друга. Удачным получился ансамбль артисток МТА, каждая из которых подарила своему персонажу индивидуальную, неповторимую интонацию. Марья в исполнении Натальи Слядневой воплощает собой архетип русской женщины – мудрой, преданной, бесстрашной. Именно она видит сон о возвращении мужей с войны и подбивает подруг-соседок на странствие. Прасковья (актриса Анастасия Воскобойник) – наивная, мечтательная, в какой то степени даже блаженная. Острой на язык, практичной, деловой предстает Серафима в исполнении Виктории Проскуриной. Также ей принадлежит Корова (актриса Юлия Юрьева), которая, с одной стороны, привносит в постановку юмористическую нотку, с другой – становится воплощением Смерти, той самой хтонической сущности, которая возникла на сцене в начале спектакля.

В финале Смерть приходит к Марье – как оказалось, единственной из трех подруг, кто остался в живых. Тут то и становится понятно, что Марья ждет своего мужа Ивана не одно столетие. «Турецкая, японская, финская, гражданская, первая мировая была, вторая! С Куликова поля ждала Ваньку, помнишь?!» – обращается к девушке Смерть. Век за веком Марья просит у нее отсрочку, чтобы уж на этот раз все таки дождаться. И, получив согласие («Ладно, последний раз», – уточняет Смерть), торопится, бежит стремглав, танцует под дождем, словно обновляясь и набираясь сил перед столетним бодрствованием… Спектакль «Марьино поле» в МТА воспринимается как ода женщине, которая упорно, безнадежно, беззаветно ждет.

Юлия Плотникова

Источник: «Культура Алтайского края»

Афиша
Новости
Соцсети