«Алтайская правда»: в Молодёжном театре Алтая показали спектакль «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»
«Вечерний Барнаул»: в плену у таланта – в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов»
Ирина Лысковец участвует в Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур
«Алтапресс»: «Что это за жизнь – без пианины?» – в МТА поставили спектакль-триггер для всех, кто ходил в музыкалку или избежал этого
«Комсомольская правда – Барнаул»: в Молодёжном театре Алтая пройдёт премьерный показ «Фабрики по изготовлению вундеркиндов»
«Алтайская правда»: спектакль о тяготах большого таланта поставили в Молодёжном театре Алтая
«Маяк в Барнауле»: каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая?
На малой сцене Молодёжного театра Алтая прошла премьера спектакля «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» – о большом таланте и неожиданных сложностях самоопределения.
В его основе – автобиографичная пьеса драматурга Анны Морозовой (главную героиню даже зовут Аней), а режиссер Екатерина Корабельник специализируется на спектаклях для подростков. Результат со всей очевидностью предназначен для семейного просмотра с детьми 12+. После него точно будет что обсудить.
Точка невозврата
Абсолютный музыкальный слух у главной героини обнаружился еще в 4 года, и на семейных праздниках это был главный аттракцион: дедушка брал ноту на баяне, а Анечка безошибочно угадывала: ре или ля. Да что там баян – она даже в мяуканье кота узнает соль-диез. Об этом нам рассказывает сама Анечка (актриса Дарья Алаева), сидя в окружении восторженных мамы, бабушки, дедушки и простодушной тети Люси.
Обнаружился талант, конечно, неслучайно. Мама (ее играет Юлия Юрьева) преподает фортепиано в музыкальной школе и, когда однажды взяла дочь на работу, впечатлительная девочка нашла там сразу трех воображаемых друзей в лице Моцарта, Паганини и Рахманинова (их играют Александр Шкуратов, Роман Чистяков и Виталий Прозоров). А еще захотела стать великой пианисткой и выступать с оркестром. И тогда семья решает отдать Аню в спецшколу-интернат для одаренных детей, ради чего они вдвоем с мамой переезжают из Бийска в Новосибирск.
Там всем заправляют некие Инженеры (Дмитрий Борисов и Александр Пальшин), формирующие из ребенка гения. Но выясняется, что стать по-настоящему великим музыкантом можно, только если заниматься за инструментом по шесть часов в день. Да еще и наставницей девочки становится ну очень заслуженная учительница (Наталья Сляднева), которая выходит на сцену с гигантской накладной ручищей пурпурного цвета, немножко мучает Анины пальчики и совсем никогда не хвалит. Главная героиня поначалу старается изо всех сил, правда вскоре начинает сомневаться в своем выборе. Но что делать, если мама ради ее будущего «всем пожертвовала»?
Если зарыть талант
Историю взросления в МТА разыгрывают как бы в интерьере гостиной – той самой, в которой главная героиня когда-то демонстрировала старшим родственникам свои способности. Главное место на сцене занимает гигантский светлый диван с ручками в виде гипсовых человеческих ушей. За ним экран, на котором то провинциальный ковер с оленем, то портреты композиторов, то нотный стан. От переезда Ани в другой город сцена не меняется, просто диван при необходимости превращается в пианино (на серый фон проецируются клавиши), а еще в нем открываются маленькие дверки, через которые можно попытаться сбежать от тоскливых занятий.
У исполнительницы главной роли Дарьи Алаевой непростая задача: она как бы вспоминает свое детство с позиции взрослого человека, при этом погружается в прошлое и становится то дошкольницей, то трудным подростком. А спектр ее эмоциональных реакций и переживаний передается в том числе пластическими экзерсисами, ходьбой на четвереньках и колесом. К слову, образ ее мамы – такой узнаваемо-тревожной, с нервно выпученными глазами – здесь, конечно, увиден глазами ребенка, который еще не в состоянии оценить приносимую ради его будущего жертву.
Впрочем, легкая клоунада и преувеличенные эмоции не затмевают другое измерение спектакля – очень честный разговор об отношениях родителей и детей, о неоправданных надеждах и напрасных усилиях. О социальных лифтах, которые никуда не едут, и об успехе, который не обязательно ждет достойных. В конце концов, о том, что такое талант – дар или тюрьма – и что будет, если его все же зарыть. Что важнее – порадовать маму, став тем, кем она хочет, или попытаться быть счастливой, но, возможно, как-то по-другому? И могут ли родители стать со своими детьми заодно? (Спойлер: авторы спектакля считают, что да).
Любовь Карпова
Источник: «Алтайская правда»
В постановке поднимается очень важная тема детско-родительских отношений: стоит ли идти до конца в поисках призвания, как в этом мире научиться прислушиваться к себе и возможно ли игнорировать ожидания взрослых?
Заложники дара
Спектакль создан по пьесе новосибирского драматурга Анны Морозовой и является во многом автобиографичным. Будучи родом из музыкальной семьи, автор на себе испытала натиск взрослых, возлагающих надежды на своего ребёнка. А потому вопрос: где заканчивается воля родителей и начинается собственный выбор – будущим драматургом не раз осмысливался.
По сюжету у девочки Ани в четыре года обнаружили врождённый талант – абсолютный музыкальный слух, который стал поводом для родительских амбиций. Ведь в этой семье мама – педагог по фортепиано, дедушка – баянист, папа – дирижёр, а дядя – барабанщик. Все они решили отдать девочку в специальное учреждение, где музыка – вовсе не то, что приносит удовольствие, а то, что двигает к цели: к победам в конкурсах, к успеху, к славе. Желания ребёнка здесь никому не интересны. И если тот не способен соответствовать заданному уровню, его тут же называют неудачником, маргиналом. Ведь спецшкола для одарённых детей – это фабрика, а дети в ней – экспонаты, своего рода заложники собственного дара. «Талант – это достояние общества», «Зарывать свой талант – это грех!» – то и дело раздаётся в стенах заведения. И словно в подтверждение этой мысли – преследующие Аню образы Моцарта, Паганини и Рахманинова, которым, как выяснилось, тоже ради музыки пришлось многим пожертвовать и многое превозмочь. Не случайно в афише к спектаклю МТА обозначен жанр постановки: «Концерт для маленькой девочки и большого фортепиано». Сумеет ли Аня услышать себя в этом потоке возложенных на неё ожиданий?
Игровое пространство
Сегодня «Фабрика по изготовлению вундеркиндов» считается одной из самых приметных пьес для подростков. В 2023 году текст вошёл в шорт-лист «Маленькой Ремарки 12+» и успел заинтересовать самых разных режиссёров. Для постановки этого материала на барнаульской сцене Молодёжный театр Алтая пригласил Екатерину Корабельник – режиссёра, специализирующегося на спектаклях для детей и подростков. В основе её спектаклей всегда истории, заставляющие думать, размышлять о мире. В числе последних работ Екатерины Корабельник: спектакли «Дети ворона» и «Калечина-Малечина» в Центре имени Мейерхольда, а также «Беглецы» в Театре Романа Виктюка – очень важные высказывания, адресованные как подросткам, так и взрослым.
Сам спектакль получился очень живым, музыкальным, образным. В нём огромный трансформирующийся диван, в котором в подлокотники вмонтированы уши – символ обострённого слуха, то и дело превращается в пианино, великие композиторы с портретов выходят в люди, а педагоги спецшколы, обозначенные в тексте как «инженеры», предстают как чёрный и белый ангелы. Сцена предстаёт как игровое пространство, в котором актриса, исполняющая роль Ани, выдаёт невероятные по сложности кульбиты – то встаёт на голову, то делает сальто, то заносит за плечи ногу. Она словно исследует себя, испытывает свои возможности. В итоге эта история заканчивается тем, что благодаря другу Егору и, как ни странно, маме, она осознаёт, что «гораздо важнее быть счастливой, чем первой», и берёт паузу, чтобы понять: чего она на самом деле хочет.
Над визуальным решением постановки работали сценограф Евгения Платонова, художник по свету Екатерина Лабик и автор видеоконтента Александр Секачёв.
В спектакле заняты Дарья Алаева, Юлия Юрьева, Ирина Клишевич, Валерий Лагутин, Дмитрий Борисов, Александр Пальшин, Сергей Нечаев, Евгений Быков, Виталий Прозоров, Роман Чистяков, Александр Шкуратов, Наталья Сляднева.
Наталья Катренко
Источник: «Вечерний Барнаул»
Директор МТА Ирина Лысковец принимает участие в X Санкт-Петербургском международном форуме объединённых культур. Он продлится до 14 сентября.
В этом году деловая программа разнообразна. Это панельные дискуссии, лекции и круглые столы о креативных индустриях в сфере культуры, искусственном интеллекте в культуре и национальном суверенитете, культуре доверия в многонациональном обществе, инвестициях в будущих профессионалов в сфере культуры, актуальных вопросах сохранения культурного наследия, литературном наследии, развитии театра для юношества и молодежи в эпоху цифровых технологий и многом-многом другом.
Культурная же программа состоит из выставок живописи, графики, скульптуры, арт-объектов, фотографий и звуковых инсталляций. Участники посещают концерты классической и современной музыки исполнителей из стран БРИКС, концерты звёзд оперы и балета, «Преступление и наказание», спектакль Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Проходит и Международный цирковой фестиваль «Без границ». Помимо этого, участники побывают на звуковом шоу «Поющие мосты», посвящённом X Санкт-Петербургскому международному форуму объединенных культур.
Не доводилось ли вам играть гаммы? Возможно, это было по полчаса в день или в неделю. Героиня «Фабрики по изготовлению вундеркиндов» ежедневно играла по шесть часов и стала виртуозом в… том, как избегать этих занятий. Почему вам понравится эта уморительная, трагикомическая и гротескная постановка – смотрите в нашем разборе-фоторепортаже.
Жила-была на свете девочка Аня с неизлечимым абсолютным слухом. Заниматься бы ей в спецшколе и радоваться, но… Случилась классическая история о том, как нудные сложные пьески истерли пальцы по костяшки и убили желание талантливого человека заниматься музыкой.
Режиссер Екатерина Корабельник создала спектакль по пьесе Анны Морозовой – с примесью автобиографии драматурга. Она знает, какого учиться в закрытой школе и что это такое – пытаться достичь успеха вне зависимости от своего желания.
Драматург собрала все атрибуты музыкальных школ, а режиссер – гипертрофировал их до состояния карикатуры. Так заслуженный-заслуженный-заслуженный учитель по специальности ходит с внушительной, растянутой годами тренировок ладонью. Она ведь лучшая и должна доставать от 1 до 88 клавиши.
Озорная девочка Аня (Дарья Алаева) тоже старается. Сначала – стать виртуозом. Иначе для чего жить? Потом понизила этот стандарт до «быть лучшей для мамы»: занимаясь ничем, кроме музыки, она и не живет.
Из друзей, кроме изгнанного из школы за четверку скрипача, у нее есть портреты Паганини, Рахманинова и Моцарта, которые оживают силой воображения.
Бесконечные «занятия по шесть часов, а не музыкой» Аню изнуряют. Огромный диван, занимающий всю малую сцену, все время становится огромным пианино (сценограф – Евгения Платонова). И девочка бы все отдала чтобы второе заменить на первое, расти обычным ребенком и смотреть «Сейлор Мун».
Отказаться от занятий – значит стать неблагодарным ребенком матери, которая пашет на трех работах, чтобы развивать талант дочери.
И кому теперь принадлежит этот талант – ребенку или армии учителей? Расширяет ли он свободу творчества или закрепощает? Что в итоге: попытка родителя реализоваться через детей – ранит обоих или вызывает благодарность? Сквозь слезы и смех вместе с героями вы будете продираться к ответам на эти вопросы.
Посмотреть спектакль можно 28 сентября, 9 и 27 октября. Цена билета: 300 рублей. 12+.
Екатерина Карзова
Источник: «Алтапресс»
Молодежный театр Алтая вновь радует премьерой. На этот раз зрителям представят спектакль по одноименной пьесе Анны Морозовой «Фабрика по изготовлению вундеркиндов». Режиссером спектакля стала Екатерина Корабельник.
История про девочку Аню, у которой родители обнаружили «абсолютный музыкальный слух». Ох, какая радость для всей семьи! У девочки талант! Дар! И что с ней такой делать? Ну, конечно же, ехать поступать! И не абы куда, а в спецшколу для гениев. Да-да, и такие существуют.
В начале казалось, что эта ладно скроенная история вовсе не про взрослых. Не про их чаяния и надежды, а про Аню, про ее мечту стать великим музыкантом. Да только, стать гением может лишь тот, кто ставит свою жизнь на кон и отдает все силы на то, чтобы добиться успеха… А как же дар? Дар – это свобода, или все же клетка? Особенно для девочки, чья мечта зародилась лишь потому, что она всюду слышит красоту. И вот стараются взрослые, куют из девочки великую, но кому это в действительности надо?
Спектакль непростой. Несмотря на его легкий юмор, на смех в зале, история Ани дает пищу для размышлений. Прежде всего, взрослым — стоит ли творить из ребенка гения, или все же дать ему возможность плыть по морю этой жизни самому? Да и ответить для себя на вопрос: «А что, собственно такое, этот ваш успех?».
Благодаря визуальной составляющей, зрители смогут ненадолго оказаться в волшебном музыкальном мире Ани. Игра актеров помогает проникнуться историей, а благодаря легкому интерактиву, даже почувствовать себя частью событий.
Отдельно, конечно же, хочется отметить актрису Дарью Алаеву, сыгравшую Аню. В сущности, она центральная фигура всего действа, и актрисе удалось удерживать внимание зрителя. У нее получилось нарисовать на сцене красочный и яркий образ вдумчивой и озорной девчонки.
В сухом остатке – спектакль удался! Премьера состоится 11 и 12 сентября в Молодежном театре Алтая. Стоимость билета: 350 рублей. 12+.
Анна Усик
Источник: «Комсомольская правда – Барнаул»
11 и 12 сентября на малой сцене Молодёжного театра Алтая состоится премьера «Фабрики по изготовлению вундеркиндов».
У девочки Ани еще в четыре года обнаружился абсолютный музыкальный слух, а ее воображаемыми друзьями были Моцарт и Рахманинов. Семья решила отдать ее в специальную школу для одаренных детей. Но там выяснилось, что стать великим музыкантом можно, только если будешь заниматься по шесть часов в день. И Аня задумывается, что для нее талант – дар или тюрьма? И что все-таки важнее – порадовать маму и стать гением или просто быть счастливой?
Автор пьесы Анна Морозова признавалась, что главную героиню не случайно зовут Аней: она сама училась в закрытой школе, и в этой автобиографической истории нашли отражение ее реальные диалоги с педагогами и мамой. Спектакль в Молодежном театре Алтая поставила режиссер Екатерина Корабельник, которая специализируется на историях для подростков. Роли в нем исполняют Дарья Алаева, Юлия Юрьева, Ирина Клишевич, Валерий Лагутин, Наталья Сляднева и другие.
Каким получился спектакль – в репортаже Олега Богданова.
Источник: «Алтайская правда»
Каким будет новый сезон Молодёжного театра Алтая? Что увидят зрители завтра? С какими новыми актёрами познакомятся? И самое интересное – как видит свою работу новый режиссёр МТА? Каков был путь, что привёл Дарью Догадову на Алтай? Подробности в подкасте! Гости студии – директор Молодёжного театра Алтая им. В. С. Золотухина Ирина Лысковец, и главный режиссёр театра Дарья Догадова.
Источник: «Маяк в Барнауле»