WP_Term Object
(
    [term_id] => 59
    [name] => В. Золотухин
    [slug] => valerij-zolotuxin
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 59
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 1
    [cat_ID] => 59
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => В. Золотухин
    [category_nicename] => valerij-zolotuxin
    [category_parent] => 6
)

В. Золотухин

Валерий Золотухин

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края. Отец – Сергей Илларионович – прошёл всю войну, был несколько раз ранен, после возвращения с фронта много лет проработал председателем колхоза. Мать – Матрёна Федосеевна – работала на почте. Кроме Валерия, у Золотухиных было ещё трое детей.

В шесть лет Валерий Золотухин сломал ногу, выпав из окна детского садика. Год лечения в местной деревенской больнице ничего не дал. Доктора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Следующие три года, с 1948 по 1951, мальчик провёл на больничной койке детского туберкулёзного санатория в Чемале Горного Алтая.

После выписки из санатория ещё долгое время, с четвёртого по девятый класс, Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности.

Школьники в Детском кожно-туберкулёзном санатории

Важную роль в становлении личности Bалерия Золотухина в юношеские годы сыграл Владимир Фомин – школьный учитель, на многие годы ставший духовным наставником, товарищем, первым и бескомпромиссным критиком литературных произведений Валерия Сергеевича и его работ в кино. Под своим именем Владимир Фомин стал одним из персонажей повести «Дребезги», а в романе «21-й километр» Bалерий Золотухин вывел его в образе Алексахина, оставив имя и отчество Фомина – Владимир Степанович – своему автобиографическому герою народному артисту Шелепову.

В июле 1958 Bалерий Золотухин приехал в Барнаул, где успешно сдал вступительные экзамены в музыкальное училище. 25 августа 1958 года он стал студентом отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства (ГИТИС). С первого дня в институте Валерий Сергеевич, по совету преподавателей, начал вести дневник, который дополнял всю свою жизнь.

Документальный фильм «Исток»

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность.

Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким.

ГИТИС. Июнь 1961 года

В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом в Молодёжном театре Алтая осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевичч – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

5 марта 2013 года стало известно, что Валерий Золотухин тяжело болен и находится в реанимации Российского научного центра рентгенорадиологии. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал заявление об уходе с поста директора Театра на Таганке Валерия Золотухина, попросившего освободить его от должности по состоянию здоровья.

 

Фильм «Бумбараш». Первая серия

Фильм «Бумбараш». Вторая серия

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

Общественная деятельность

На Пикете в Сростках с земляками

Валерий Золотухин активно занимался просветительской и художественной работой в Алтайском крае. С момента зарождения традиции проведения Шукшинских чтений он был частым участником мероприятий на горе Пикет. Будучи связанный дружескими и творческими узами с актёром Михаилом Евдокимовым, Валерий Сергеевич активно поддерживал традицию проведения на Алтае регионального фестиваля народного творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова.

Особой заботой Валерия Золотухина было развитие его родного села Быстрый Исток. С начала 1990-х он вёл сбор средств на строительство церкви. Храм Покрова Пресвятой Богородицы строили 14 лет, его освятили в 2003 году. Этот год в жизни Быстрого Истока был отмечен ещё одним событием — рождением Покровского фестиваля, который стал настоящим явлением культурной жизни региона.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Быстром Истоке

По традиции фестивали в Быстром Истоке начинаются с богослужения в храме в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и завершаются крестным ходом. В программу входят спортивные соревнования, выступления коллективов детской художественной самодеятельности, выставка произведений народных умельцев, встречи московских и алтайских актёров со зрителями. В 2015 году в Быстром Истоке впервые состоялся Фестиваль детского театрального творчества имени Валерия Золотухина «Исток». С тех пор его организовывают ежегодно.

Работы в кино

После невероятного успеха «Бумбараша» Валерий Золотухин стал одним из самых востребованных актёров отечественного кино. Именно в 1970-е  артист создал большое количество запоминающихся ярких образов. За 10 лет он снялся в 18 картинах: «О друзьях-товарищах» (1970), «Салют, Мария!» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Бег» (1971), «Берега» (1973), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Единственная» (1975), «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Предварительное расследование» (1978), «Маленькие трагедии» (1979) и других.

В 1980-1990-е годы артист исполнил запоминающиеся роли в фильмах «Чародеи» (1982), «Демидовы» (1983), «Человек с аккордеоном» (1985), «Солдат Иван Чонкин» (1994), «Не валяй дурака…» (1998) и так далее.

Фильм «Пакет»

В 2000-е годы Валерий Золотухин вернулся к активному участию в кино- и телепроектах. Начало нового периода кинотворчества артиста положил сериал «Участок» (2003), где Валерий Сергеевич сыграл старика по прозвищу Хали-Гали. Вслед за этим он продемонстрировал актёрское мастерство на съемках фильмов Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), в которых сыграл вампира. Валерий Золотухин принял участие и в постановке экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005), исполнив роль Босого, снялся в картине Владимира Хотиненко «1612» в роли столпника. В последние годы жизни востребованность Валерия Золотухина в кинематографе обрела взрывной характер: в 2009 он принял участие в фильмах «Чёрная молния», «Иванов», «Приказано уничтожить», «В России идёт снег», «Вий. Возвращение», в 2010 году фильмография артиста пополнилась ролями в фильмах «Утомлённые солнцем 2. Предстояние», «Свадьба. Дело. Смерть», «Папа Гамлета», «Доки», «Ярослав», «Ефросинья» и «Снайпер».

Литературное творчество

«На Исток-речушку, к детству моему»

Атмосфера творчества и свободы, созданная и поддерживаемая главным режиссёром Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым, способствовала развитию в театре духа ренессанса. Многие артисты стремились проявить себя сразу в нескольких областях искусства. В такой ситуации писательский дар Валерия Золотухина нашёл благодатную почву для своего роста и расцвета.

К 1968 году он написал рассказы «Старики», «Иван, поляк и карьера», «Три монолога Таньки-стюардессы», начал повесть «Дребезги». Но газеты и журналы не шли навстречу молодому автору. Первым откликнулся журнал «Советский экран». В №1 за 1973 год опубликовали рассказ Валерия Золотухина «Пой, Вовка…», представлявший собой отрывок из повести «На Исток-речушку, к детству моему». Целиком всю повесть опубликовали в этом же году в №6 журнала «Юность». Именно в «Юности» в 1980-90-е годы напечатали самые известные произведения Валерия Сергеевича («Дребезги», «Земляки», «Комдив четырнадцатый», «Похоронен в селе…»), начали публиковать роман «21-й километр». Уже в 2000-х годах артист стал членом редакционного совета этого журнала.

В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет первая книга Валерия Золотухина – небольшой сборник «На Исток-речушку, к детству моему», включавший две повести. Вскоре в журнале «Новый мир» появилась благожелательная рецензия Юрия Щеглова, содержащая наряду с отдельными замечаниями целый ряд похвал в адрес автора.

«Пляши, брат, – где-нибудь играют… Проза разных лет»

В литературном творчестве Bалерия Золотухина отчётливо выделяются два направления: художественная проза и проза дневниковая. Каждое из этих направлений имеет свои хронологические рамки. Если в 1970-80-е годы в творчестве артиста преобладала художественная проза, то 1990-2000-е годы писатель почти целиком посвящает своё время работе над дневниковой прозой. Впрочем, оба направления достаточно тесно связаны друг с другом. Художественная проза автобиографична, нередко включает выдержки из дневников, в то же время дневники писателя часто содержат лирические отступления и размышления автора, так что отдельные части их вполне можно рассматривать в качестве самостоятельных художественных произведений.

Художественная проза Валерия Золотухина представлена повестями, рассказами, очерками, а также незавершённым романом «21-й километр».

«Павел I. Дневники»

Главной темой, к которой прежде всего обращался Валерий Золотухин, – тема происхождения дара, таланта («На Исток-речушку…», «Дребезги», «Прими привет, Расми Халидович!», «Мой Лемешев» и другие). Истоки дара в разные годы алтайский писатель видел то в малой родине, семье («На Исток-речушку…», «Дребезги»), то в духовной силе народа («Похоронен в селе…»).

Bалерий Золотухин принадлежал к числу немногих российских писателей, сделавших театр одной из главных тем своих произведений. Повседневная жизнь театра, протекающая на сцене и за кулисами, отношения между актёрами, история театральных постановок лежат в центре целого ряда рассказов и очерков, а также романа «21-й километр». Несмотря на преобладание этих тем, в целом тематика литературного творчества Валерия Сергеевича ими не ограничивается. Писатель в своих произведениях затрагивал много социально значимых тем: уход молодёжи из села («Дребезги»), сталинские репрессии («Рассказы бабки Екатерины»), непарадная сторона освоения целины («Дребезги»), антиалкогольная кампания середины 80-х годов и другие.

Дневниковая проза Bалерия Золотухина представлена повестью «Всё в жертву памяти твоей» (1991), книгами «Секрет Высоцкого» (2000), «Таганский дневник» (2002), «На плахе Таганки» (2003), «Знаю только я» (2007), хорошо известными почитателям творчества артиста и писателя.

Библиография

Актёрское творчество

Валерий Золотухин в образе Водоноса Вана

Активную работу в кинематографе Валерий Золотухин успешно сочетал с театральной деятельностью. В 1970-1980-е годы он стал одним из ведущих актёров Московского театра драмы и комедии на Таганке. Среди его театральных героев: Водонос Ванг («Добрый человек из Сезуана»), Юнкер Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Вадим Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Фёдор Кузькин («Живой»), Юрий Живаго («Доктор Живаго»), Маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), три роли в спектакле «Пир во время чумы» – Герцог, Дон Гуан и Фауст, Альцест («Мизантроп») и другие роли актёра в спектаклях, поставленных выдающимися режиссёрами Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом. На сцене Центрального академического театра Российской армии артист создал запоминающийся образ императора Павла

Валерий Золотухин в образе Луки в спектакле МТА «На дне»

в спектакле Леонида Хейфеца «Павел I».

Как актёр Валерий Сергеевич выступал и в Молодёжном театре Алтая. На его сцене он сыграл роли Луки в спектакле «На дне» Максима Горького (2003), Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя (2007), Деда в «Праздниках детства» по рассказам Василия Шукшина (2009), Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (2012). Артист много гастролировал по Алтайскому краю.

Работы в театре

Московский театр драмы и комедии на Таганке:
1964 «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Ванг, водонос
1964 «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова. Постановка Юрия Любимова – Грушницкий
1965 «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова – «Баллада-диссертация (Носы)»
1965 «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Постановка Юрия Любимова – От театра, Пьеро, Первый крестьянин, Расклейщик афиш, Оратор
1965 «Павшие и живые», песни на военные стихи.  Постановка Юрия Любимова – «Сороковые-роковые», «Диктатор-завоеватель»
1966 «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Маленький монах
1967 «Послушайте!». Постановка Юрия Любимова – Лирический Маяковский
1968 «Живой» по повести Бориса Можаева. Постановка Юрия Любимова – Фёдор Кузькин (возобновление в 1989 году, спектакль разрешили к постановке только 20 лет спустя)
1969 «Мать» по мотивам романа Максима Горького. Постановка Юрия Любимова – Андрей Находка
1970 «Берегите ваши лица» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова

Валерий Золотухин в образе Пети Трофимова

1970 «Что делать» по роману Николая Чернышевского. Постановка Юрия Любимова – Лопухов
1972 «Под кожей статуи Свободы» Евгения Евтушенко. Постановка Юрия Любимова – Студент, изображающий Раскольникова, Задумчивый студент
1973 «Товарищ, верь…». Постановка Юрия Любимова – за Пушкина
1975 «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Постановка Анатолия Эфроса – Петя Трофимов
1977 «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Постановка Юрия Любимова – Мастер (ввод в 2000 году)
1980 «Дом на набережной» по роману Юрия Трифонова. Постановка Юрия Любимова – Вадим Глебов
1981 «Владимир Высоцкий». Постановка Юрия Любимова
1982 «Борис Годунов» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Самозванец
1985 «На дне» Максима Горького. Постановка Анатолия Эфроса – Васька Пепел
1986 «Мизантроп» Жана-Батиста Мольера. Постановка Анатолия Эфроса – Альцест
1989 «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Мефистофель, Герцог, Дон Гуан, Фауст
1990 «Самоубийца» Николая Эрдмана. Постановка Юрия Любимова – Первый
1993 «Живаго (доктор)» по роману Бориса Пастернака. Постановка Юрия Любимова – Юрий Живаго
1995 «Медея» Еврипида. Постановка Юрия Любимова – Креонт, царь Коринфа
1998 «Марат и маркиз де Сад» Петера Вайса. Постановка Юрия Любимова – Маркиз де Сад
1998 «Шарашка», главы романа «В круге первом» Александра Солженицына. Постановка Юрия Любимова – Дядя Авенир, Прянчиков, Спиридон Егоров
2000 «Театральный роман» по мотивам сочинений Михаила Булгакова. Постановка Юрия Любимова – Иван Васильевич
2003 «До и после» по произведениям русских поэтов. Постановка Юрия Любимова – Чехов, Сологуб, Бродский
2010 «Мёд» Тонино Гуэрры. Постановка Юрия Любимова – Два брата
2012 «Король умирает» Эжена Ионеско. Постановка Кшиштофа Занусси – Король Беранже Первый

Валерий Золотухин в образе Городничего в спектакле МТА «Ревизор»

Центральный академический театр Российской армии:
1989 «Павел I» Дмитрия Мережковского. Постановка Леонида Хейфица – Павел

Театрально-концертный зал Государственного музея Владимира Высоцкого:
1999 «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Андрея Максимова – Сальери

Театр Антона Чехова:
2000 «Цена» Артура Миллера. Постановка Леонида Трушкина – Виктор Франц
2001 «Шалопаи, или Кин IV» Григория Горина. Постановка Леонида Трушкина – Эдмунд Кин

«Театр Луны»:
2010 «Прокурорская притча» Александра Звягинцева. Постановка Сергея Проханова – Судья

Театр «Модерн»:
2010 «Счастливое событие» Славомира Мрожека. Постановка Светланы Враговой – Генерал

Валерий Золотухин в образе Деда в спектакле МТА «Праздники детства»

Молодёжный театр Алтая:
2003 «На дне» Максима Горького. Постановка Алексея Песегова  – Лука (смотреть)
2007 «Ревизор» Николая Гоголя. Постановка Андрея Черпина – Городничий (смотреть)
2009 «Праздники детства» по рассказам Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова». Постановка Марата Свободного – Дед (смотреть)
2012 «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Постановка Дмитрия Егорова  – Судья

Государственный музей Александра Пушкина:
2007 «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Постановка Андрея Беркутова – Рассказчик

Московский независимый театр:
2006 «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова. Постановка Валерия Золотухина – Профессор Преображенский
2010 «Все мои сыновья» Артура Миллера. Постановка Кшиштофа Занусси – Джо Келлер

Награды

Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»(1970)
Медаль «Ветеран труда», Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2003)
Лауреат премии Алтайского Демидовского фонда в номинации «Прославляющий Алтай» (2003)
Медаль «За заслуги перед обществом» (2007)
Памятный знак «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2011)
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» II степени (2011, «за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры Алтайского края и в связи с юбилеем»)

Фильмография

Валерий Золотухин в фильме «Интервенция»

1965 «Пакет» – красноармеец Петька Трофимов
1967 «Интервенция» (фильм вышел на экраны в 1987 году) – Евгений Ксидиас, предатель-прапорщик
1968 «Хозяин тайги» – участковый, старшина Василий Серёжкин
1969 «Цветы запоздалые» – князь Приклонский, Егорушка
1970 «Салют, Мария!» – Нестор Махно
1970 «О друзьях-товарищах» – Владимир Михайлович Горский, ответственный секретарь МГК РКП(б)
1971 «Пропажа свидетеля» – участковый, лейтенант Василий Фокич Серёжкин
1971 «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» – Яков Турок, странствующий певец
1971 «Бег» – певец
1971 «Бумбараш» – Бумбараш
1973 «Берега» – Сашка, киномеханик
1973 «О тех, кого помню и люблю» – Егор Степанович Васильев, старший лейтенант, командир батальона
1973 «Каждый день доктора Калинниковой» – Евгений Дмитриевич Бибиков, проверяющий из министерства

Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги»

1974 «Царевич Проша» – плут Лутоня
1975 «Весна 29-го года» – Григорий Гай, директор строительства тракторного завода
1975 «На всю оставшуюся жизнь» – дядя Саша, санитар
1975 «Единственная» – Коля Касаткин
1975 «Военные сороковые» – Валерий Золотухин (камео)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – Филька
1977 «Смешные люди!» – парикмахер Макарушка
1977 «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» – Валерий Золотухин (камео)
1978 «Завьяловские чудики» (новелла «Версия») – Санька Журавлёв
1978 «Предварительное расследование» – капитан Василий Фокич Серёжкин
1979 «Маленькие трагедии» – Моцарт
1979 «Ярость» – Карпенко
1980 «Линия жизни» – Орлов
1980 «Тайное голосование» – Иван Фомич Лукаш, заведующий пилорамой, сын председателя колхоза

Валерий Золотухин в фильме «Бумбараш»

1980 «Художник из Шервудского леса» – Гилберт
1981 «Наше призвание» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав), учитель обществоведения
1982 «Яблоко на ладони» – Василий, отец Веры
1982 «Чародеи» – Иван Степанович Киврин
1982 «Мать Мария» – русский пленный
1982 «Остров сокровищ» – Бен Ганн
1982 «Детский мир» – Чатыркин, покупатель
1983 «Средь бела дня…» – Константин Михайлович Мухин
1983 «Демидовы» – Пантелей
1984 «Мёртвые души» – почтмейстер Иван Андреевич и капитан Копейкин
1984 «И вот пришёл Бумбо…» – Костя
1985 «Человек с аккордеоном» – Дмитрий Громцев
1985 «Три процента риска» – Иннокентий Сигизмундович Капчинский, лётчик-испытатель
1986 «Чичерин» – матрос Панкин
1986 «Я – вожатый форпоста» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав)
1986 «Трава зелена» – Николай
1987 «Сын» – Матвей Георгиевич Погорелов
1987 «Десять дней, которые потрясли мир» – безымянный персонаж

Валерий Золотухин в фильме «Маленькие трагедии»

1987 «Песнь о Великом походе» – чтец
1987 «Апелляция» – Николай Викторович Рыбченко, директор совхоза
1990 «Захочу – полюблю» – Виктор
1990 «Уроки в конце весны» – тюремный банщик
1991 «Говорящая обезьяна» – Иван Иванович Мишуткин, ветеринар
1992 «Как живёте, караси?» – профессор Дмитрий Никитович Тищенко
1992 «Вальс золотых тельцов» – безымянный персонаж
1993 «Охламон» – подполковник
1994 «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – парторг колхоза Килин
1997 «Не валяй дурака…» – Иван Таратайкин
1999 «Борис Годунов» – Григорий Отрепьев
2002 «Театральный роман» – Ксаверий Борисович Ильчин, режиссёр учебной сцены
2003 «Участок» – Семён Миронович, старик по прозвищу «Хали-Гали»
2003 «Спас под берёзами» – Толян Жмухин
2004 «Ночной дозор» – отец Кости, вампир, работающий мясником
2004 «Легенда о Кащее, или В поисках Тридесятого царства» – Велес
2004 «Звездочёт» – Валерий Золотухин (камео)

Валерий Золотухин в фильме «Единственная»

2005 «Брежнев» – Игорь, егерь в Завидово
2005 «Мастер и Маргарита» – Босой Никанор Иванович, председатель жилтоварищества
2005 «Адъютанты любви» – Александр Суворов
2005 «Талисман любви» – Илларион Дронов
2005 «Счастье ты моё» – Климушкин
2005 «Сыщики районного масштаба» – безымянный персонаж
2005 «Не родись красивой» – таксист
2005 «Дневной дозор» – вампир, отец Кости
2005 «Птицы небесные» – Феликс
2005 «Рождественские истории» – безымянный персонаж
2005 «Ночной базар» – безымянный персонаж
2005 «Убойная сила 6» (серия «Мыс доброй Надежды») – Юрий Данилов
2006 «Студенты International» – Лукин
2007 «Софи» (новелла «Рождественская девочка») – Михаил Михайлович, редактор газеты
2007 «1612» – столпник
2007 «Смерть шпионам!» – Полозов Константин Макарович
2007 «Миллионер поневоле» – Григорий Курёхин
2007 «Завещание Ленина» – Пантюхов, доктор-зек
2007 «Полонез Кречинского» – Иван Сидоров
2008 «Парадокс» – завхоз
2009 «Приказано уничтожить!» Операция: «Китайская шкатулка» – Адольф Гитлер
2009 «Чёрная молния» – Павел Владимирович Перепёлкин, изобретатель, учёный, создатель «Чёрной Молнии»
2009 «Дом для двоих» – Пётр Васильевич

Валерий Золотухин в фильме «Вий»

2009 «При загадочных обстоятельствах» – начальник уголовного розыска Иван Борисович Старый
2009 «Доки» – Павел Иванович Грозный, учитель словесности
2010–2013 «Ефросинья» – дед Прохор Игнатьевич
2010 «Иванов» – Иван Сидоров, юродивый
2010 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» – Пендюрин, капитан баржи «Красного креста»
2010 «Снайпер» – отец Буховцева
2010 «Ярослав. Тысячу лет назад» – Чурила
2011 «Пять невест» – Рыжий дед
2011 «Ярость» (фильм «Сопроводитель») – отец Андрей
2012 «Бригада: наследник» – Швед, главарь бандитской группировки
2013 «Краплёный» – Гаврилыч
2013 «В России идёт снег» – Тимофеев
2013 «Повороты судьбы» – Иван Петрович
2014 «Вий» – Явтух

Дубляж

1960 «Квартира» – Си Си «Бад» Бакстер (Джек Леммон)
1971 «12 стульев» – Остап Бендер (вокал) (Арчил Гомиашвили)
1973 « Иван Васильевич меняет профессию» – Жорж Милославский (вокал) (Леонид Куравлёв)
2008 «Особо опасен» – Пекварски (Теренс Стэмп)
2009 «9» – Второй (Мартин Ландау)

Фотоальбом «Валерий Золотухин. Детские годы»
Фотоальбом «Валерий Золотухин. Студенческие годы, ГИТИС»
Фотоальбом «Валерий Золотухин в спектакле «Собачье сердце» Михаила Булгакова»
Фотоальбом «Открытие мемориальной доски Валерия Золотухина»

Новости

18.11.2019

Wonder boy вошёл в программу «Детский Weekend» фестиваля «Золотая Маска»

14.11.2019

Молодёжный театр Алтая присоединился к Всемирному дню скидок

13.11.2019

«Отцовство – твой главный жизненный проект»

08.11.2019

Молодёжный театр Алтая вошёл в конкурсную программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

06.11.2019

В Молодёжном театре Алтая началась работа над спектаклем «Золушка»

05.11.2019

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на фестивале социального театра «Особый взгляд»

04.11.2019

«Вести – Алтай»: спектакль Молодёжного театра Алтая вошёл в лонг-лист премии «Золотая маска»

Wonder boy вошёл в программу «Детский Weekend» фестиваля «Золотая Маска»

В Молодёжный театр Алтая пришло письмо от президента и генерального директора фестиваля «Золотая Маска». В нём Игорь Костолевский и Мария Ревякина пишут, что спектакль МТА вошёл во внеконкурсную программу «Детский Weekend».

«Детский Weekend» проводят на фестивале «Золотая маска» с 2014 года. В афишу включают спектакли самых разных жанров для детей всех возрастов. Отобранные кураторами постановки – это новый взгляд на детский театр, расширяющий представление о его возможностях. Это театр, стремящийся говорить с детьми и подростками на адекватном и современном им языке. Барнаульский театр представит глитч режиссёра из Санкт-Петербурга Максима Соколова Wonder boy.

Это спектакль о подростке со специфической внешностью, который становится объектом насмешек одноклассников: от него шарахаются, как от чумного, и обсуждают за глаза. Режиссёр подчеркивает, что спектакль не о болезни: «Мальчик совершает самую сложную в наше время вещь – принимает мир таким, какой он есть. С внешностью, дисгармоничной настолько, насколько это вообще возможно, он гармоничен внутри. И именно поэтому у него появляются друзья. Это спектакль о внутренней красоте, которую мы все хотим обрести».

Молодёжный театр Алтая покажет спектакль Wonder boy в Москве в марте 2020 года.

Молодёжный театр Алтая присоединился к Всемирному дню скидок

Молодёжный театр Алтая организовал акции, благодаря которым зрители могут приобрести билеты на спектакли на выгодных условиях. Так театр присоединился к Всемирному дню скидок.

По условиям новой культурной акции «ТЕАТРОмания», на этой неделе у зрителей есть возможность купить в кассе билет на сказ по роману Татьяны Толстой «Кысь» со скидкой 50%. События в спектакле новосибирского режиссёра Марины Шелевер происходят в будущем, спустя 200 лет после гипотетической катастрофы, которая повернула историю вспять, погрузив цивилизацию в языческую эпоху, этакое русское средневековье. В котором, как говорят герои, уже изобретено колесо и недалёк тот день, когда они научатся обжигать горшки и изобретут коромысло. Вслед за романом спектакль призывает к размышлениям о том, что цель, как бы возвышенна она ни была, не может оправдывать неблаговидные средства её достижения. О том, что вовеки бессмертны чуткость, сострадание, справедливость, честность, душевная зоркость, самопожертвование, даже если эти понятия ещё (или уже) недоступны героям. «Кысь» – это сказ о поиске утраченной духовности. Показ состоится 16 ноября, начало в 17:00.

А 24 ноября в МТА пройдёт ставшая традиционной акция «Папин день». Она призвана культивировать походы на спектакли всей семьёй. При покупке двух билетов в кассе третий – для папы – зрители получат бесплатно. Акцию в 11:00 откроют мастер-классы педагогов Центра детского творчества Центрального района Барнаула, с которым МТА сотрудничает не первый год. В этот раз детей научат создавать подарки ко Дню мамы: поздравительную открытку и объёмный цветок из цветной бумаги.

А в 12:00 начнётся музыкальный спектакль «Карлик Нос» по мотивам сказки Вильгельма Гауфа. Любимую многими детьми сказку немецкий писатель написал более 190 лет назад, но она по-прежнему остаётся популярной. Настоящим соавтором известному сказочнику стал режиссёр Евгений Балакин, написавший для Молодёжного театра Алтая не только инсценировку, но музыку. Красивый и стройный мальчик Якоб помогал маме на базаре и всегда был вежлив с покупателями. Но вот однажды, когда к лотку подошла вредная безобразная старуха, Якоб не удержался и раскритиковал её. С этого момента и начинаются ужасные приключения носатого карлика. Как герою вернуться домой, к маме, возвратить свой прежний облик и спасти друзей по несчастью? Самоотверженная дружба и готовность прийти на выручку прогонят волшебные чары.

Телефон кассы театра: 503-504.

«Отцовство – твой главный жизненный проект»

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создал социальную рекламу, посвященную теме отцовства. Герои рассказали о том, что значит для них быть хорошим отцом. В главной роли, роли отца – актер Анатолий Белый, музыкант Алексей Кортнев и футболист Артем Ребров.

Каждый ролик – это откровенный разговор о том, как много значит отец в жизни ребенка, о том, как важно для мужчины взять на себя ответственность за отношения со своими детьми на каждом этапе их жизни. Ну и конечно, как много счастья может подарить отцовство.

Кто такой идеальный отец? Почему такие папы редко встречаются? Почему многие мужчины ставят общение с детьми далеко не на первое место в своей жизни, делегируют все обязанности жене или выполняют свою роль очень формально, а после развода многие папы вообще перестают общаться с детьми? Об этих и других важных материях говорят в новых роликах социальной рекламы известные артисты, музыканты и спортсмены.

Отцовская роль в семье очень важна – на папу равняются сыновья, им гордятся дочки. Интересуясь проблемами и переживаниями ребенка, отец дает ему почувствовать, что он не одинок, что он нужен и любим. Артем Ребров советует не полагаться на нянь и бабушек, а самому принимать участие в воспитании ребенка: «Если ты все время рядом, если ты вкладываешь в ребенка душу, всего себя, в будущем у него обязательно все получится».

Иногда жизнь разводит семейную пару по разным берегам, и найти островок для общения с ребенком очень непросто. Музыкант Алексей Кортнев рассказал, что развод – это не повод обрывать общение с ребенком: «Маленького человека нужно постараться защитить, чтобы он знал, что папа все равно рядом. Просто отвечайте всегда на звонок своего ребенка, и сами не забывайте ему позвонить. У него будет ощущение, что вы интересуетесь его проблемами. А значит – вы его любите и присутствуете в его жизни».

Отцовство дает возможность прожить детство вместе со своим ребенком и, переживая этапы его взросления, повторить многие моменты своей жизни заново. Анатолий Белый подметил, что стать отцом легко, но быть отцом – это совсем другое дело: «Мы, современные мужчины, инфантильны. Мы бежим от ответственности. Но для меня ответственность – знак равно счастье. Счастье быть отцом своих детей».

Новая социальная кампания призвана помочь переосмыслить роль отца в семье и поднять в нашем обществе престиж сознательного, ответственного отцовства. Ну и, конечно, напомнить каждому мужчине: быть папой – это огромное счастье, с которым ничто не сравнится. Кем бы ты не был, какую профессию не выбрал, какие бы цели не ставил, отцовство – твой главный жизненный проект! Возможно, ты не напишешь гениальный роман, не возглавишь супер корпорацию, не изобретешь лекарство от рака. Но ты все равно проживешь жизнь не зря, потому что вырастишь хороших детей. Это – твоя гордость, это – твой успех.

Справка

Портал «Я – родитель» – это популярная интернет-площадка для любящих родителей, ищущих самую актуальную и полезную информацию о воспитании детей. Здесь папы и мамы могут получить консультацию психолога, юриста и другого специалиста, почитать любопытные статьи и целые книги в виртуальной библиотеке, посмотреть в разделе «Медиа» видеоуроки на самые разные темы. А если захочется – пообщаться на форуме с другими родителями или завести свой блог.

Молодёжный театр Алтая вошёл в конкурсную программу Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

7 ноября Союз театральных деятелей России опубликовал список отобранных спектаклей, которые войдут в конкурсную программу XVII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». В этот раз эксперты рассмотрели рекордное количество заявок за все годы существования фестиваля – 140 спектаклей российских театров. Отобрали девять, среди них работа Молодёжного театра Алтая.

В апреле следующего года на сцене Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» МТА покажет глитч Wonder boy. Премьера спектакля режиссёра Максима Соколова состоялась в сентябре прошлого года, им театр открывал 61-й творческий сезон. Постановка о подростке, родившимся ос специфической внешностью и ставшим объектом насмешек сверстников, стала настоящим событием в культурной жизни не только Барнаула. Спектаклем заинтересовались организаторы нескольких театральных фестивалей – МТА показывал его в Кемерове на международном конкурсе-фестивале «Кузбасс-fest: театр здесь!», в Москве на первом в стране Форуме-фестивале социального и инклюзивного театра «Особый взгляд», а экспертный совет Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» включил спектакль в лонг-лист, список, состоящий из 110 самых заметных работ сезона 2018-2019 годов.

Организаторы добавляют, что все девять отобранных на фестиваль спектаклей будут претендовать на Национальную премию в области театрального искусства для детей «Арлекин» 2020 года.

В Молодёжном театре Алтая началась работа над спектаклем «Золушка»

В Молодёжном театре Алтая состоялся техсовет – к Новому году на большой сцене поставят спектакль «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро. Над романтической историей работают хорошо знакомые барнаульскому зрителю постановщики. Это московский режиссёр Татьяна Безменова и художник из Красноярска Елена Турчанинова. В прошлом театральном сезоне они поставили в МТА комедию по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Известный сюжет «Золушки» останется прежним, но приобретёт новые удивительные подробности. Инсценировкой сказки занимается молодой пермский драматург Илья Губин. Он новатор и экспериментатор: его «Мёртвые души» в Тюменском большом драматическом театре, «Карлик Нос» в Пермском академическом Театре-Театре, «Алиса в стране чудес», «Сказки про Ёжика в тумане» и «Капитаны песка» в Пермском театре юного зрителя отличаются от авторских. Режиссёры, работавшие с Ильёй Губиным, говорят, что драматург всегда находит в известных произведениях то, что осталось нерассказанным.

Премьерные показы спектакля «Золушка» начнутся 21 декабря и продолжатся все новогодние каникулы.

смотреть фото

Молодёжный театр Алтая выступил в Москве на фестивале социального театра «Особый взгляд»

В Москве завершился первый в России Форум-фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд», в котором принимал участие Молодёжный театр Алтая.

В столице страны барнаульцы показали спектакль режиссёра из Санкт-Петербурга Максима Соколова Wonder boy о подростке со специфической внешностью. Из-за синдрома Тричера Коллинза он рождается с черепно-лицевой деформацией. Герой пропускает обучение в начальной школе, а поступив в пятый класс, становится объектом насмешек одноклассников. Но мальчик принимает мир таким, какой он есть. С внешностью, дисгармоничной настолько, насколько это вообще возможно, он гармоничен внутри. И именно поэтому у него появляются друзья. «Это спектакль о внутренней красоте, которую мы все хотим обрести», – говорит режиссёр.

Артисты МТА выступали в Новом пространстве Государственного театра наций. В зале были зрители с нарушениями слуха, зрения и функций опорно-двигательного аппарата. Для них показ сопровождался тифлокомментарием и переводом на жестовый язык.

Справка

Форум-фестиваль организовали благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». «Особый взгляд» собрал около 250 участников из самых разных субъектов России. В программу вошли 12 спектаклей, это наиболее показательные работы в области инклюзивного и социального театра. Состоялась и масштабная образовательная программа – семинары и мастер-классы от ведущих российских и иностранных специалистов социального театра.

смотреть фото

«Вести – Алтай»: спектакль Молодёжного театра Алтая вошёл в лонг-лист премии «Золотая маска»

Спектакль Молодёжного театра Алтая вошёл в лонг-лист премии «Золотая маска». Это список из 110 самых заметных спектаклей прошлого сезона в целом по России. Внимание экспертного совета национальной премии привлёк глитч Wonder boy – это история о мальчике Августе со специфической внешностью, который, поступив в школу, становится объектом насмешек одноклассников.

Интересно, что новость об успехе спектакля пришла как раз в день его показа в Москве на первом в России фестивале социального и инклюзивного театра «Особый взгляд».

Наши артисты выступали в Новом пространстве Театра наций. Спектакль шёл с комментариями и сурдопереводом, рассказал режиссёр постановки из Санкт-Петербурга Максим Соколов.

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

Афиша
Новости
Соцсети