WP_Term Object
(
    [term_id] => 59
    [name] => Валерий Золотухин
    [slug] => valerij-zolotuxin
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 59
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 1
    [cat_ID] => 59
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => Валерий Золотухин
    [category_nicename] => valerij-zolotuxin
    [category_parent] => 6
)

Валерий Золотухин

Валерий Золотухин

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края. Отец – Сергей Илларионович – прошёл всю войну, был несколько раз ранен, после возвращения с фронта много лет проработал председателем колхоза. Мать – Матрёна Федосеевна – работала на почте. Кроме Валерия, у Золотухиных было ещё трое детей.

В шесть лет Валерий Золотухин сломал ногу, выпав из окна детского садика. Год лечения в местной деревенской больнице ничего не дал. Доктора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Следующие три года, с 1948 по 1951, мальчик провёл на больничной койке детского туберкулёзного санатория в Чемале Горного Алтая.

После выписки из санатория ещё долгое время, с четвёртого по девятый класс, Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности.

Школьники в Детском кожно-туберкулёзном санатории

Важную роль в становлении личности Bалерия Золотухина в юношеские годы сыграл Владимир Фомин – школьный учитель, на многие годы ставший духовным наставником, товарищем, первым и бескомпромиссным критиком литературных произведений Валерия Сергеевича и его работ в кино. Под своим именем Владимир Фомин стал одним из персонажей повести «Дребезги», а в романе «21-й километр» Bалерий Золотухин вывел его в образе Алексахина, оставив имя и отчество Фомина – Владимир Степанович – своему автобиографическому герою народному артисту Шелепову.

В июле 1958 Bалерий Золотухин приехал в Барнаул, где успешно сдал вступительные экзамены в музыкальное училище. 25 августа 1958 года он стал студентом отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства (ГИТИС). С первого дня в институте Валерий Сергеевич, по совету преподавателей, начал вести дневник, который дополнял всю свою жизнь.

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность.

Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким.

ГИТИС. Июнь 1961 года

В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом в Молодёжном театре Алтая осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевичч – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

5 марта 2013 года стало известно, что Валерий Золотухин тяжело болен и находится в реанимации Российского научного центра рентгенорадиологии. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал заявление об уходе с поста директора Театра на Таганке Валерия Золотухина, попросившего освободить его от должности по состоянию здоровья.

 

Фильм «Бумбараш». Первая серия

Фильм «Бумбараш». Вторая серия

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

Общественная деятельность

На Пикете в Сростках с земляками

Валерий Золотухин активно занимался просветительской и художественной работой в Алтайском крае. С момента зарождения традиции проведения Шукшинских чтений он был частым участником мероприятий на горе Пикет. Будучи связанный дружескими и творческими узами с актёром Михаилом Евдокимовым, Валерий Сергеевич активно поддерживал традицию проведения на Алтае регионального фестиваля народного творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова.

Особой заботой Валерия Золотухина было развитие его родного села Быстрый Исток. С начала 1990-х он вёл сбор средств на строительство церкви. Храм Покрова Пресвятой Богородицы строили 14 лет, его освятили в 2003 году. Этот год в жизни Быстрого Истока был отмечен ещё одним событием — рождением Покровского фестиваля, который стал настоящим явлением культурной жизни региона.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Быстром Истоке

По традиции фестивали в Быстром Истоке начинаются с богослужения в храме в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и завершаются крестным ходом. В программу входят спортивные соревнования, выступления коллективов детской художественной самодеятельности, выставка произведений народных умельцев, встречи московских и алтайских актёров со зрителями. В 2015 году в Быстром Истоке впервые состоялся Фестиваль детского театрального творчества имени Валерия Золотухина «Исток». С тех пор его организовывают ежегодно.

Работы в кино

После невероятного успеха «Бумбараша» Валерий Золотухин стал одним из самых востребованных актёров отечественного кино. Именно в 1970-е  артист создал большое количество запоминающихся ярких образов. За 10 лет он снялся в 18 картинах: «О друзьях-товарищах» (1970), «Салют, Мария!» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Бег» (1971), «Берега» (1973), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Единственная» (1975), «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Предварительное расследование» (1978), «Маленькие трагедии» (1979) и других.

В 1980-1990-е годы артист исполнил запоминающиеся роли в фильмах «Чародеи» (1982), «Демидовы» (1983), «Человек с аккордеоном» (1985), «Солдат Иван Чонкин» (1994), «Не валяй дурака…» (1998) и так далее.

В 2000-е годы Валерий Золотухин вернулся к активному участию в кино- и телепроектах. Начало нового периода кинотворчества артиста положил сериал «Участок» (2003), где Валерий Сергеевич сыграл старика по прозвищу Хали-Гали. Вслед за этим он продемонстрировал актёрское мастерство на съемках фильмов Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), в которых сыграл вампира. Валерий Золотухин принял участие и в постановке экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005), исполнив роль Босого, снялся в картине Владимира Хотиненко «1612» в роли столпника. В последние годы жизни востребованность Валерия Золотухина в кинематографе обрела взрывной характер: в 2009 он принял участие в фильмах «Чёрная молния», «Иванов», «Приказано уничтожить», «В России идёт снег», «Вий. Возвращение», в 2010 году фильмография артиста пополнилась ролями в фильмах «Утомлённые солнцем 2. Предстояние», «Свадьба. Дело. Смерть», «Папа Гамлета», «Доки», «Ярослав», «Ефросинья» и «Снайпер».

Литературное творчество

«На Исток-речушку, к детству моему»

Атмосфера творчества и свободы, созданная и поддерживаемая главным режиссёром Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым, способствовала развитию в театре духа ренессанса. Многие артисты стремились проявить себя сразу в нескольких областях искусства. В такой ситуации писательский дар Валерия Золотухина нашёл благодатную почву для своего роста и расцвета.

К 1968 году он написал рассказы «Старики», «Иван, поляк и карьера», «Три монолога Таньки-стюардессы», начал повесть «Дребезги». Но газеты и журналы не шли навстречу молодому автору. Первым откликнулся журнал «Советский экран». В №1 за 1973 год опубликовали рассказ Валерия Золотухина «Пой, Вовка…», представлявший собой отрывок из повести «На Исток-речушку, к детству моему». Целиком всю повесть опубликовали в этом же году в №6 журнала «Юность». Именно в «Юности» в 1980-90-е годы напечатали самые известные произведения Валерия Сергеевича («Дребезги», «Земляки», «Комдив четырнадцатый», «Похоронен в селе…»), начали публиковать роман «21-й километр». Уже в 2000-х годах артист стал членом редакционного совета этого журнала.

В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет первая книга Валерия Золотухина – небольшой сборник «На Исток-речушку, к детству моему», включавший две повести. Вскоре в журнале «Новый мир» появилась благожелательная рецензия Юрия Щеглова, содержащая наряду с отдельными замечаниями целый ряд похвал в адрес автора.

«Пляши, брат, – где-нибудь играют… Проза разных лет»

В литературном творчестве Bалерия Золотухина отчётливо выделяются два направления: художественная проза и проза дневниковая. Каждое из этих направлений имеет свои хронологические рамки. Если в 1970-80-е годы в творчестве артиста преобладала художественная проза, то 1990-2000-е годы писатель почти целиком посвящает своё время работе над дневниковой прозой. Впрочем, оба направления достаточно тесно связаны друг с другом. Художественная проза автобиографична, нередко включает выдержки из дневников, в то же время дневники писателя часто содержат лирические отступления и размышления автора, так что отдельные части их вполне можно рассматривать в качестве самостоятельных художественных произведений.

Художественная проза Валерия Золотухина представлена повестями, рассказами, очерками, а также незавершённым романом «21-й километр».

«Павел I. Дневники»

Главной темой, к которой прежде всего обращался Валерий Золотухин, – тема происхождения дара, таланта («На Исток-речушку…», «Дребезги», «Прими привет, Расми Халидович!», «Мой Лемешев» и другие). Истоки дара в разные годы алтайский писатель видел то в малой родине, семье («На Исток-речушку…», «Дребезги»), то в духовной силе народа («Похоронен в селе…»).

Bалерий Золотухин принадлежал к числу немногих российских писателей, сделавших театр одной из главных тем своих произведений. Повседневная жизнь театра, протекающая на сцене и за кулисами, отношения между актёрами, история театральных постановок лежат в центре целого ряда рассказов и очерков, а также романа «21-й километр». Несмотря на преобладание этих тем, в целом тематика литературного творчества Валерия Сергеевича ими не ограничивается. Писатель в своих произведениях затрагивал много социально значимых тем: уход молодёжи из села («Дребезги»), сталинские репрессии («Рассказы бабки Екатерины»), непарадная сторона освоения целины («Дребезги»), антиалкогольная кампания середины 80-х годов и другие.

Дневниковая проза Bалерия Золотухина представлена повестью «Всё в жертву памяти твоей» (1991), книгами «Секрет Высоцкого» (2000), «Таганский дневник» (2002), «На плахе Таганки» (2003), «Знаю только я» (2007), хорошо известными почитателям творчества артиста и писателя.

Библиография

Актёрское творчество

Валерий Золотухин в образе Водоноса Вана

Активную работу в кинематографе Валерий Золотухин успешно сочетал с театральной деятельностью. В 1970-1980-е годы он стал одним из ведущих актёров Московского театра драмы и комедии на Таганке. Среди его театральных героев: Водонос Ванг («Добрый человек из Сезуана»), Юнкер Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Вадим Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Фёдор Кузькин («Живой»), Юрий Живаго («Доктор Живаго»), Маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), три роли в спектакле «Пир во время чумы» – Герцог, Дон Гуан и Фауст, Альцест («Мизантроп») и другие роли актёра в спектаклях, поставленных выдающимися режиссёрами Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом. На сцене Центрального академического театра Российской армии артист создал запоминающийся образ императора Павла

Валерий Золотухин в образе Луки в спектакле МТА «На дне»

в спектакле Леонида Хейфеца «Павел I».

Как актёр Валерий Сергеевич выступал и в Молодёжном театре Алтая. На его сцене он сыграл роли Луки в спектакле «На дне» Максима Горького (2003), Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя (2007), Деда в «Праздниках детства» по рассказам Василия Шукшина (2009), Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (2012). Артист много гастролировал по Алтайскому краю.

Работы в театре

Московский театр драмы и комедии на Таганке:
1964 «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Ванг, водонос
1964 «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова. Постановка Юрия Любимова – Грушницкий
1965 «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова – «Баллада-диссертация (Носы)»
1965 «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Постановка Юрия Любимова – От театра, Пьеро, Первый крестьянин, Расклейщик афиш, Оратор
1965 «Павшие и живые», песни на военные стихи.  Постановка Юрия Любимова – «Сороковые-роковые», «Диктатор-завоеватель»
1966 «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Маленький монах
1967 «Послушайте!». Постановка Юрия Любимова – Лирический Маяковский
1968 «Живой» по повести Бориса Можаева. Постановка Юрия Любимова – Фёдор Кузькин (возобновление в 1989 году, спектакль разрешили к постановке только 20 лет спустя)
1969 «Мать» по мотивам романа Максима Горького. Постановка Юрия Любимова – Андрей Находка
1970 «Берегите ваши лица» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова

Валерий Золотухин в образе Пети Трофимова

1970 «Что делать» по роману Николая Чернышевского. Постановка Юрия Любимова – Лопухов
1972 «Под кожей статуи Свободы» Евгения Евтушенко. Постановка Юрия Любимова – Студент, изображающий Раскольникова, Задумчивый студент
1973 «Товарищ, верь…». Постановка Юрия Любимова – за Пушкина
1975 «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Постановка Анатолия Эфроса – Петя Трофимов
1977 «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Постановка Юрия Любимова – Мастер (ввод в 2000 году)
1980 «Дом на набережной» по роману Юрия Трифонова. Постановка Юрия Любимова – Вадим Глебов
1981 «Владимир Высоцкий». Постановка Юрия Любимова
1982 «Борис Годунов» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Самозванец
1985 «На дне» Максима Горького. Постановка Анатолия Эфроса – Васька Пепел
1986 «Мизантроп» Жана-Батиста Мольера. Постановка Анатолия Эфроса – Альцест
1989 «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Мефистофель, Герцог, Дон Гуан, Фауст
1990 «Самоубийца» Николая Эрдмана. Постановка Юрия Любимова – Первый
1993 «Живаго (доктор)» по роману Бориса Пастернака. Постановка Юрия Любимова – Юрий Живаго
1995 «Медея» Еврипида. Постановка Юрия Любимова – Креонт, царь Коринфа
1998 «Марат и маркиз де Сад» Петера Вайса. Постановка Юрия Любимова – Маркиз де Сад
1998 «Шарашка», главы романа «В круге первом» Александра Солженицына. Постановка Юрия Любимова – Дядя Авенир, Прянчиков, Спиридон Егоров
2000 «Театральный роман» по мотивам сочинений Михаила Булгакова. Постановка Юрия Любимова – Иван Васильевич
2003 «До и после» по произведениям русских поэтов. Постановка Юрия Любимова – Чехов, Сологуб, Бродский
2010 «Мёд» Тонино Гуэрры. Постановка Юрия Любимова – Два брата
2012 «Король умирает» Эжена Ионеско. Постановка Кшиштофа Занусси – Король Беранже Первый

Валерий Золотухин в образе Городничего в спектакле МТА «Ревизор»

Центральный академический театр Российской армии:
1989 «Павел I» Дмитрия Мережковского. Постановка Леонида Хейфица – Павел

Театрально-концертный зал Государственного музея Владимира Высоцкого:
1999 «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Андрея Максимова – Сальери

Театр Антона Чехова:
2000 «Цена» Артура Миллера. Постановка Леонида Трушкина – Виктор Франц
2001 «Шалопаи, или Кин IV» Григория Горина. Постановка Леонида Трушкина – Эдмунд Кин

«Театр Луны»:
2010 «Прокурорская притча» Александра Звягинцева. Постановка Сергея Проханова – Судья

Театр «Модерн»:
2010 «Счастливое событие» Славомира Мрожека. Постановка Светланы Враговой – Генерал

Валерий Золотухин в образе Деда в спектакле МТА «Праздники детства»

Молодёжный театр Алтая:
2003 «На дне» Максима Горького. Постановка Алексея Песегова  – Лука (смотреть)
2007 «Ревизор» Николая Гоголя. Постановка Андрея Черпина – Городничий (смотреть)
2009 «Праздники детства» по рассказам Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова». Постановка Марата Свободного – Дед (смотреть)
2012 «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Постановка Дмитрия Егорова  – Судья

Государственный музей Александра Пушкина:
2007 «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Постановка Андрея Беркутова – Рассказчик

Московский независимый театр:
2006 «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова. Постановка Валерия Золотухина – Профессор Преображенский
2010 «Все мои сыновья» Артура Миллера. Постановка Кшиштофа Занусси – Джо Келлер

Награды

Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»(1970)
Медаль «Ветеран труда», Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2003)
Лауреат премии Алтайского Демидовского фонда в номинации «Прославляющий Алтай» (2003)
Медаль «За заслуги перед обществом» (2007)
Памятный знак «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2011)
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» II степени (2011, «за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры Алтайского края и в связи с юбилеем»)

Фильмография

Валерий Золотухин в фильме «Интервенция»

1965 «Пакет» – красноармеец Петька Трофимов
1967 «Интервенция» (фильм вышел на экраны в 1987 году) – Евгений Ксидиас, предатель-прапорщик
1968 «Хозяин тайги» – участковый, старшина Василий Серёжкин
1969 «Цветы запоздалые» – князь Приклонский, Егорушка
1970 «Салют, Мария!» – Нестор Махно
1970 «О друзьях-товарищах» – Владимир Михайлович Горский, ответственный секретарь МГК РКП(б)
1971 «Пропажа свидетеля» – участковый, лейтенант Василий Фокич Серёжкин
1971 «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» – Яков Турок, странствующий певец
1971 «Бег» – певец
1971 «Бумбараш» – Бумбараш
1973 «Берега» – Сашка, киномеханик
1973 «О тех, кого помню и люблю» – Егор Степанович Васильев, старший лейтенант, командир батальона
1973 «Каждый день доктора Калинниковой» – Евгений Дмитриевич Бибиков, проверяющий из министерства

Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги»

1974 «Царевич Проша» – плут Лутоня
1975 «Весна 29-го года» – Григорий Гай, директор строительства тракторного завода
1975 «На всю оставшуюся жизнь» – дядя Саша, санитар
1975 «Единственная» – Коля Касаткин
1975 «Военные сороковые» – Валерий Золотухин (камео)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – Филька
1977 «Смешные люди!» – парикмахер Макарушка
1977 «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» – Валерий Золотухин (камео)
1978 «Завьяловские чудики» (новелла «Версия») – Санька Журавлёв
1978 «Предварительное расследование» – капитан Василий Фокич Серёжкин
1979 «Маленькие трагедии» – Моцарт
1979 «Ярость» – Карпенко
1980 «Линия жизни» – Орлов
1980 «Тайное голосование» – Иван Фомич Лукаш, заведующий пилорамой, сын председателя колхоза

Валерий Золотухин в фильме «Бумбараш»

1980 «Художник из Шервудского леса» – Гилберт
1981 «Наше призвание» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав), учитель обществоведения
1982 «Яблоко на ладони» – Василий, отец Веры
1982 «Чародеи» – Иван Степанович Киврин
1982 «Мать Мария» – русский пленный
1982 «Остров сокровищ» – Бен Ганн
1982 «Детский мир» – Чатыркин, покупатель
1983 «Средь бела дня…» – Константин Михайлович Мухин
1983 «Демидовы» – Пантелей
1984 «Мёртвые души» – почтмейстер Иван Андреевич и капитан Копейкин
1984 «И вот пришёл Бумбо…» – Костя
1985 «Человек с аккордеоном» – Дмитрий Громцев
1985 «Три процента риска» – Иннокентий Сигизмундович Капчинский, лётчик-испытатель
1986 «Чичерин» – матрос Панкин
1986 «Я – вожатый форпоста» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав)
1986 «Трава зелена» – Николай
1987 «Сын» – Матвей Георгиевич Погорелов
1987 «Десять дней, которые потрясли мир» – безымянный персонаж

Валерий Золотухин в фильме «Маленькие трагедии»

1987 «Песнь о Великом походе» – чтец
1987 «Апелляция» – Николай Викторович Рыбченко, директор совхоза
1990 «Захочу – полюблю» – Виктор
1990 «Уроки в конце весны» – тюремный банщик
1991 «Говорящая обезьяна» – Иван Иванович Мишуткин, ветеринар
1992 «Как живёте, караси?» – профессор Дмитрий Никитович Тищенко
1992 «Вальс золотых тельцов» – безымянный персонаж
1993 «Охламон» – подполковник
1994 «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – парторг колхоза Килин
1997 «Не валяй дурака…» – Иван Таратайкин
1999 «Борис Годунов» – Григорий Отрепьев
2002 «Театральный роман» – Ксаверий Борисович Ильчин, режиссёр учебной сцены
2003 «Участок» – Семён Миронович, старик по прозвищу «Хали-Гали»
2003 «Спас под берёзами» – Толян Жмухин
2004 «Ночной дозор» – отец Кости, вампир, работающий мясником
2004 «Легенда о Кащее, или В поисках Тридесятого царства» – Велес
2004 «Звездочёт» – Валерий Золотухин (камео)

Валерий Золотухин в фильме «Единственная»

2005 «Брежнев» – Игорь, егерь в Завидово
2005 «Мастер и Маргарита» – Босой Никанор Иванович, председатель жилтоварищества
2005 «Адъютанты любви» – Александр Суворов
2005 «Талисман любви» – Илларион Дронов
2005 «Счастье ты моё» – Климушкин
2005 «Сыщики районного масштаба» – безымянный персонаж
2005 «Не родись красивой» – таксист
2005 «Дневной дозор» – вампир, отец Кости
2005 «Птицы небесные» – Феликс
2005 «Рождественские истории» – безымянный персонаж
2005 «Ночной базар» – безымянный персонаж
2005 «Убойная сила 6» (серия «Мыс доброй Надежды») – Юрий Данилов
2006 «Студенты International» – Лукин
2007 «Софи» (новелла «Рождественская девочка») – Михаил Михайлович, редактор газеты
2007 «1612» – столпник
2007 «Смерть шпионам!» – Полозов Константин Макарович
2007 «Миллионер поневоле» – Григорий Курёхин
2007 «Завещание Ленина» – Пантюхов, доктор-зек
2007 «Полонез Кречинского» – Иван Сидоров
2008 «Парадокс» – завхоз
2009 «Приказано уничтожить!» Операция: «Китайская шкатулка» – Адольф Гитлер
2009 «Чёрная молния» – Павел Владимирович Перепёлкин, изобретатель, учёный, создатель «Чёрной Молнии»
2009 «Дом для двоих» – Пётр Васильевич

Валерий Золотухин в фильме «Вий»

2009 «При загадочных обстоятельствах» – начальник уголовного розыска Иван Борисович Старый
2009 «Доки» – Павел Иванович Грозный, учитель словесности
2010–2013 «Ефросинья» – дед Прохор Игнатьевич
2010 «Иванов» – Иван Сидоров, юродивый
2010 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» – Пендюрин, капитан баржи «Красного креста»
2010 «Снайпер» – отец Буховцева
2010 «Ярослав. Тысячу лет назад» – Чурила
2011 «Пять невест» – Рыжий дед
2011 «Ярость» (фильм «Сопроводитель») – отец Андрей
2012 «Бригада: наследник» – Швед, главарь бандитской группировки
2013 «Краплёный» – Гаврилыч
2013 «В России идёт снег» – Тимофеев
2013 «Повороты судьбы» – Иван Петрович
2014 «Вий» – Явтух

Дубляж

1960 «Квартира» – Си Си «Бад» Бакстер (Джек Леммон)
1971 «12 стульев» – Остап Бендер (вокал) (Арчил Гомиашвили)
1973 « Иван Васильевич меняет профессию» – Жорж Милославский (вокал) (Леонид Куравлёв)
2008 «Особо опасен» – Пекварски (Теренс Стэмп)
2009 «9» – Второй (Мартин Ландау)

Фотоальбом «Валерий Золотухин. Детские годы»
Фотоальбом «Валерий Золотухин. Студенческие годы, ГИТИС»
Фотоальбом «Валерий Золотухин в спектакле «Собачье сердце» Михаила Булгакова»
Фотоальбом «Открытие мемориальной доски Валерия Золотухина»

Новости

24.09.2021

«Вести – Алтай»: в Барнауле подвели итоги Золотухинского театрального фестиваля

«Катунь 24»: завершился IV Всероссийский молодёжный фестиваль имени Валерия Золотухина – кто забрал главную награду конкурса?

Жюри определило лауреатов IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина

Министерство культуры Алтайского края: спектаклем Московского театра на Таганке закроется Всероссийский театральный фестиваль имени Валерия Золотухина

23.09.2021

«Алтайская правда»: как проходит IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина

«Вечерний Барнаул»: Тимур и его команда волонтёров – на Золотухинском фестивале показали постановку Екатеринбургского ТЮЗа по повести Аркадия Гайдара

«Алтапресс»: за языком следи – барнаульцам показали необычную «бразильскую» постановку на татарском языке

«Вести – Алтай»: в Барнауле подвели итоги Золотухинского театрального фестиваля

В Барнауле подвели итоги Золотухинского театрального фестиваля. Драматический «марафон», напомним, длился целую неделю.

Свои постановки на нём представили 12 театров со всей страны. Впечатлениями о фестивале и его участниках сегодня на пресс-конференции поделились члены жюри. Они отметили, что увидели на показах больше выдающихся актёров, нежели спектаклей. При этом ни одну представленную работу критики не могут назвать «халтурой»

«Путешествие» завершилось сегодня спектаклем «Горка» легендарного Московского театра на Таганке. Его показывали вне конкурсной программы.

Ну и сегодня же стали известны победители творческого состязания. Всего было семь номинаций. Например, лучшим актёрским ансамблем признан Глазовский драмтеатр «Парафраз». Награду за лучшую женскую роль получила актриса нашего театра драмы Елена Адушева.

Ну и самое главное – Гран-при фестиваля также остаётся дома! Его удостоился Молодёжный театр Алтая за работу «Мой папа – Питер Пэн».

Источник: «Вести – Алтай»

смотреть видео

«Катунь 24»: завершился IV Всероссийский молодёжный фестиваль имени Валерия Золотухина – кто забрал главную награду конкурса?

Уже четвертый раз Молодежный театр принимает на своей сцене театральные коллективы со всей страны. В 2021 году в конкурсной программе свои спектакли представили 11 театров страны.

«Мы увидели на фестивале 12 очень разных мировоззрений, разных картин мира, для меня картин, для меня  — это большое путешествие по стране, которое я пережила, находясь в Барнауле»,  — поделилась с журналистами Елена Ковальская, председатель жюри фестиваля, соруководитель магистерской программы «Социальный театр» в РАТИ (ГИТИС).

Всего в конкурсной программе было 9 номинаций. Среди них: новация, надежда сцены, лучший актерский ансамбль. Традиционно определили лучшую женскую и мужскую роли.

Гран-при получили хозяева фестиваля  — Молодежный театр Алтая за постановку «Мой папа — Питер П’н». Торжественно завершили событие спектаклем о добре и о ежедневных подвигах маленького человека. Постановку «Горка» представил гость фестиваля  — Московский театр на Таганке.

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Жюри определило лауреатов IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина

В Барнауле завершается IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. В этом году в конкурсной программе свои спектакли представили 11 театров страны. 24 сентября жюри определило лауреатов.

В номинации «Лучшая женская роль» отметили Елену Адушеву за исполнение роли Матери в спектакле «И разыгрались же кони в поле…» по рассказам В. Шукшина Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.

Победу в номинации «Лучшая мужская роль» одержал Сергей Басов, исполняющий роль Ивана Антоновича Расплюева в спектакле «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.

Артистку Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина Юлию Юрьеву жюри отметило в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за исполнение роли Учительницы в спектакле «Мой папа – Питер Пэн» К. Климовски.

В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победителем стал Виталий Шенгиреев, исполняющий роль Вани Кудряша в спектакле «Гроза» А. Островского Няганского театра юного зрителя.

В номинации «Лучшая работа художника» победу присудили Александру Мохову, Марии Лукка и Наталье Наумовой за художественное оформление спектакля «Эзоп» Г. Фигейредо Альметьевского татарского государственного драматического театра.

Глазовский драматический театр «Парафраз» со спектаклем «Сейчас не до любви» Г. Фигейредо победил в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

В номинации «Новация» жюри отметило Челябинский государственный драматический «Молодёжный театр» со спектаклем «В Москву – разгонять тоску» Н. Коляды.

В номинации «Надежда сцены» выделили игру двух артистов. Это Владислав Гетце, исполняющий роль Влада / Мишки Квакина в спектакле «Тимур и его команда» П. Пронина Екатеринбургского театра юного зрителя, и Тамара Данилова, играющая Софью в спектакле «Обыкновенная история» И. Гончарова Кемеровского театра для детей и молодёжи.

Гран-при фестиваля присудили спектаклю «Мой папа – Питер Пэн» К. Климовски Алтайского государственного театра для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина.

Министерство культуры Алтайского края: спектаклем Московского театра на Таганке закроется Всероссийский театральный фестиваль имени Валерия Золотухина

Сегодня, 24 сентября, в Барнауле назовут победителей IV Всероссийского молодежного театрального фестиваля имени Валерия Золотухина.

В течение недели в рамках конкурсной программы свои спектакли показали 11 театров из Кемерово, Екатеринбурга, Вологды, Новосибирска, Челябинска, Альметьевска, Республики Башкортостан, Глазова (Удмуртия), Нягани, а также два алтайских участника – Молодёжный театр Алтая и Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина.

Сегодня, 24 сентября, состоится подведение итогов фестиваля и награждение победителей. Оценивали фестивальные работы члены жюри, известные театроведы: Антон Алексеев, Кристина Матвиенко, Роман Феодори, Юлия Клейман во главе с председателем жюри – Еленой Ковальской. Члены жюри побывали на всех показах театров-участников, и сегодня назовут лауреатов в девяти номинациях, а также обладателя Гран-при фестиваля.

На закрытии в качестве гостя фестиваля выступит Московский театр на Таганке. Алтайскому зрителю будет представлен спектакль «Горка». Автор пьесы Алексей Житковский, режиссер Данил Чащин.

Начало спектакля в 19:00.

Источник: Министерство культуры Алтайского края

«Алтайская правда»: как проходит IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина

Мы продолжаем следить за ходом IV Всероссийского молодёжного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина. Во вторник в Барнауле были показаны еще две постановки – триллер с американскими корнями из Вологды и основательно переосмысленная школьная классика от Новосибирского городского драмтеатра.

Ученик зла

Спектакль Вологодского театра для детей и молодёжи называется «Способный ученик», и поклонники Стивена Кинга, конечно, узнали сюжет его одноименной повести 1982 года, в свое время послужившей основной для экранизации. Впрочем, пьеса российского драматурга Ирины Васьковской скорее посвящение «королю ужасов». А сама постановка, показанная в Барнауле, – первая режиссерская работа молодого артиста вологодского театра Василия Лимонова, который также отвечал за ее музыкальное и художественное оформление (очень скромное)
и сыграл одну из двух ролей.

Да, все эти полтора часа на основной сцене Алтайского музыкального театра мы наблюдали изощренную психологическую дуэль между смышленым американским школьником – отличником и спортсменом Тоддом Боуденом (Лимонов) и его пожилым соседом, под благодушной личиной которого скрывается бывший нацистский преступник по имени Курт Дюссандер (заслуженный артист РФ Игорь Рудинский). Разнося газеты в американском пригороде середины 1970-х, Тодд звонит в дверь эмигранта Артура Денкера, старичка в уютном клетчатом халате с шаркающей и неуверенной походкой, и обвиняет его в поистине жутких вещах – от соучастия в холокосте до бегства из Германии в Латинскую Америку, где бывший нацист будто бы промышлял торговлей наркотиками.

«Мальчик, ты сумасшедший», – мягко отвечает ему озадаченный старик, но, погрозив полицией, почему-то так и не звонит стражам порядка. Еще бы: Тодд не просто опознал соседа на старой фотографии из случайного журнала, он провел целое расследование и тому теперь нечем крыть. Вот только цели мальчика совсем туманны. Почему он не выдает нациста властям? Сперва нам кажется, что школьник увлечен историей, ведь он отличник, надежда школьной команды по бейсболу и все уверены, что он способный ученик! Но постепенно мы начинаем понимать, что его азартно горящие глаза видят в мистере Дюссандере источник сведений о пытках и зверствах в концлагерях, что он попросту увлечен чистым злом.

Молодой режиссер рассказывал, что взяться за этот материал его подтолкнули участившиеся в России случаи массовой стрельбы в учебных заведениях (по мрачному совпадению показ «Способного ученика» состоялся на следующий день после жутких событий в Перми). Вологодским изданиям в 2019 году он рассказывал: «Этим спектаклем мы не пытаемся рассказать историю холокоста или Великой Отечественной войны, а ищем ответ на вопрос, что же движет людьми, которые совершают такие поступки». К сожалению, от прямых ответов спектакль уходит, оставляя зрителя самостоятельно размышлять над природой зла.

Почему так жесток снег?

Любимый барнаульскими зрителями Новосибирский городской драмтеатр под руководством Сергея Афанасьева привез на очередной Золотухинский фестиваль «Горе от ума». Если бы не 50-процентные противоэпидемические ограничения, в зале МТА точно был бы аншлаг, как и в прошлые приезды НГДТ. На сей раз ажиотаж подпитывало любопытно: что мог сделать маститый режиссер с затертой до дыр, замыленной, сплющенной школьной классикой? Короткий ответ – он окунул ее в слегка разнузданную эстетику площадного театра, напитал энергией игры и снова сделал стихотворный текст ужасно смешным. Это ведь комедия!

Действие разворачивается почти на пустой темной сцене, в центре которой стремительно вращается вокруг своей оси восьмигранная кабинка из фанеры, или ротонда, или беседка, или шкатулка с секретиком, или даже карусель (на последний вариант намекает программка спектакля). В каждой из восьми сторон есть дверца с каким-нибудь символом – сердечком, стрелочкой («вход там»). В прологе под минорные первые такты песни Филиппа Киркорова «Снег» вращение кабинки сопровождается стуком колес поезда. Это Чацкий (актер Пётр Шуликов) возвращается в Россию с пошлым букетом белых роз. Поезда – анахронизм для «Горя от ума»? Неважно, Киркоров тоже, а как подходит!

А пока он едет, в доме Фамусова юная Софья (Кристина Кириллова) с красными щечками милуется с Молчалиным (Владислав Аксёнов) с черным сердечком под скулой, а сам Фамусов (Артём Плашков) с носом, выкрашенным синей краской, тискает миловидную служанку Лизу (Регина Тощакова). Чуть позже на сцену выйдут полковник Скалозуб с накладными зубищами и княгиня Тугоуховская, загримированная под художницу Фриду Кало (если бы та дожила до глубокой старости). Тут вам не психологический театр, а маски, может быть, даже куклы Петрушки. Потому так нелепы взрослые люди, никак не могущие найти общий язык, несмотря на непрерывную болтовню.

Кстати, «Горе от ума» Сергей Афанасьев ставил как спектакль о любви, точнее, о ее невозможности. И о том, как острый язык мешает счастью. И за всем этим актерским куражом и театральной феерией чувствуется затаенная печаль о человеческой несуразности. Но это станет понятно потом, а пока нужно вытравить из головы Киркорова.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

«Вечерний Барнаул»: Тимур и его команда волонтёров – на Золотухинском фестивале показали постановку Екатеринбургского ТЮЗа по повести Аркадия Гайдара

Жанр спектакля заявлен как театральное обсуждение. И действительно, актёры на протяжении всего спектакля обсуждают между собой и со зрителем, чем плох или хорош текст классика советской детской литературы.

В день открытия фестиваля, во время импровизированного парада участников, представляя постановку, режиссёр Павел Пронин рассказал, что предшествовало началу работы над спектаклем. Они ходили по школам и разговаривали с учениками о повести Аркадия Гайдара. Ответы юных читателей и встречные вопросы вошли в спектакль.

Кому это нужно

Начинается всё с диалога подростков, один из которых берёт в руки книгу «Тимур и его команда» и задаёт сакраментальный вопрос: «А зачем я это должен читать?» Вопрос для старших зрителей, живущих когда-то в самой читающей стране мира, более чем странный. Однако для большинства современных детей – актуальный. Действительно, зачем читать историю, написанную с жёстких идеологических позиций? Историю, довольно жестокую с точки зрения современного общества? Подчёркивая несовременность материала, герои постановки восклицают: «Да по ней же фильм снят ещё чёрно-белый, как это можно читать?!»

Для того чтобы понять и прочувствовать, что происходит с героями повести, детям предстоит не просто прочитать книгу, а прожить её. И вот уже на двух девочек надевают костюмы 40-х годов прошлого века, и перед зрителями появляются персонажи Гайдара – сёстры Женя и Ольга. Литературная шутка, что «Гайдар – это Чехов минус один» (у Гайдара две сестры, а у Чехова – три. – Прим. ред.), даёт понять, что перед нами отнюдь не двоечники, а вполне себе образованные старшеклассники и читать они не хотят «не вообще, а именно эту книгу».

Барьер непонимания

Актёры разыгрывают сюжет, время от времени «выпадая» из ролей и задавая логичные для сегодняшних детей вопросы: «Почему переезд на дачу – это целое событие?», «Почему нельзя позвонить сестре, чтобы предупредить, что ты заблудилась?», «Как это Женя взяла и уснула в чужом доме?», «Зачем отправлять отцу телеграмму?», «Почему Тимур с друзьями помогал людям тайно?». Конечно же, сегодня это трудно объяснить, и ребята, наблюдая за происходящим, смеются и недоумевают.

Любимую нами, взрослыми, с детства книгу дети, живущие совсем в иных реалиях, как будто всё время проверяют на прочность. Конечно, добро, зло, благородство, хулиганство, помощь слабым и дружба – понятия вневременные. У Аркадия Гайдара история и поведение героев даны с точки зрения конкретного исторического периода, когда важно было понимать: здесь хорошее, а здесь плохое, там враг, а наше дело правое.

Удалось ли режиссёру преодолеть барьер непонимания и выстроить мостик между поколением, которое зачитывалось Гайдаром, и нынешними детьми? Не уверены, что это вообще возможно. Хотя, например, Женя, с её непосредственностью, порывистостью, непослушанием и желанием сделать всё по-своему, очень даже современный персонаж. Она защищает право на собственное мнение и, кажется, что ещё чуть-чуть – и начнёт угрожать сестре звонком на горячую линию помощи подросткам.

Роли и исполнители

Актёрам прекрасно удалось оживить на сцене книжных героев. Так, Александра Протасова играет не только строгую старшую сестру, но и ранимую молодую девушку, которая вынуждена от многого отказываться ради долга перед сестрой и отцом. Ей хочется цветов, ухаживаний, безрассудных поступков, но она должна в отсутствие отца растить сестру.

А как интересно Алеся Маас подходит к исполнению сразу четырёх ролей в спектакле! Актриса играет и пожилую молочницу – в платке, смешных очках, она, переваливаясь с боку на бок, ковыляет по сцене, внося дополнительный градус в переживания Ольги, и собаку Риту – на четвереньках и в треухе, подгавкивая, она сторожит заблудившуюся Женьку, и четырёхлетнюю девчушку, потерявшую отца, и современную девочку Алесю. И каждая её роль – яркое воспоминание о спектакле. Не менее богатый простор для творчества у Даниила Андреева, на счету которого четыре роли – от романтичного поклонника Ольги Георгия и современного мальчика Дани до Фигуры из шайки Квакина и героического отца. В роли поклонника Ольги он скуп на эмоции и сдержан в движениях, но сквозь эту холодность прорывается влюблённость. Отец – командир Красной Армии – в его исполнении и вовсе монументален, он практически памятник, и намёк на то, что с войны вернутся не все.

Молодые актёры тоже убедительны в своих ролях, хотя эти роли и довольно схематичны: вот эти – плохие, вот эти – хорошие, этот – лентяй, этот – задира. Отдельное спасибо за упрямую Козу Алексею Пинигину! Нрав животного, склонного к побегу, он передал очень точно и смешно: шапка с рогами, меканье, жующие движения и брыканье конечностями! Все вместе они удачно дополняют друг друга, напитывают спектакль задором, жизнелюбием, детской непосредственностью. Эта энергия юности и есть главный герой спектакля.

Вопросы без ответов

Возможно, ответов на вопрос «Зачем это сегодня читать?» мы не услышали, но зато увидели иной взгляд на подростковую и социальную жестокость. Ведь так ли опасны деяния шайки Мишки Квакина, чтобы запирать хулиганов в будке и подвергать публичному унижению? И почему помогать нужно только семьям участников войны, а не всем, кто в этом нуждается?

Интересная режиссёрская находка – переход от одной сцены к другой с помощью не только перевоплощения героев из современных подростков в персонажей повести Гайдара, но и старой кинохроники. Тут вам и московские дворы, и вокзалы, и подмосковные дачи, и пионерские лагеря, и территории заводов, и детские приюты с беспризорниками. Всё это живое, дышит, захватывает и даже пугает.

Декорации в спектакле, созданные художником-постановщиком, заслуженным художником России Анатолием Шубиным, довольно условны. На небольшом пространстве с помощью странных разрисованных перегородок создаются различные локации. Но есть и интересный ход – с помощью больших металлических лестниц создаются шалаши, деревья и даже красная звезда. Эта звезда и финальная патриотическая песня пионеров-волонтёров откликаются в сердце. Особенно если у вас было пионерское детство и юность!

И пусть кто-то скажет, что литературная основа несовременна, но, если лишний раз напомнить о благородстве и чистоте детской души, возможно, что-то и осядет в головах подростков. Может, кто поволонтёрить захочет?

Напоминаем, что вы ещё можете успеть посмотреть спектакли фестивальной программы. В четверг, 23 сентября в МТА Русский драматический театр республики Башкортостан представляет спектакль «Смерть Тарелкина». Начало в 19.00. В этот же день на сцене Музыкального театра Челябинский драматический «Молодёжный театр» покажет постановку «В Москву – разгонять тоску». Торжественная церемония закрытия фестиваля с вручением наград состоится в пятницу, 24 сентября, в 17.00. А в 19.00 гость фестиваля – Московский театр на Таганке покажет трагикомедию «Горка» по пьесе драматурга Алексея Житковского.

Татьяна Латышева

Источник: «Вечерний Барнаул»

«Алтапресс»: за языком следи – барнаульцам показали необычную «бразильскую» постановку на татарском языке

В Барнауле продолжается четвертый театральный Золотухинский фестиваль. «Афиша» побывала на одной из самых необычных постановок – спектакле «Эзоп» Альметьевского драматического театра. Пьесу бразильского драматурга Гильерме Фигейредо они поставили на родном татарском языке.

Бразильские страсти

Перед спектаклем «Эзоп» Альметьевского татарского драматического театра по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо зрителям раздают двуязычные программки. Там почему-то в оправдательной форме расписаны причины, почему спектакль может понравиться или не понравиться.

В частности, там написано: «Если Греция ассоциируется у вас с туризмом, то из греческого ландшафта на сцене будет только пляж. <…> В спектакле режиссер перемещает героев в нашу реальность. Место действия – любая точка планеты: Европа, Россия, или же Татарстан, возможно, Альметьевск, да хоть Поташная Поляна или Старый завод (оба места – альметьевский вариант Рублевки – Прим.ред.)».

Программка не обманула. Режиссер спектакля Денис Хуснияров вместе с художником Александром Моховым действительно превратили сцену в пляж с белым песком. Сбоку стоит спасательная вышка, увенчанная розовым надувным кругом. Пространство перекрыто трехъярусным забором, на котором, как микробы под микроскопом, шевелятся греческие буквы. Актеры говорят на татарском языке – русские субтитры транслируются над сценой.

На райском островке наслаждается жизнью богатая семья – смахивающий на рэпера Моргенштерна и носящий золотые трусы философ Ксанф и его жена Клея. Им прислуживает красавица-рабыня Мели.

Однажды Ксанф приводит с рынка раба Эзопа. Невольник был так ужасен на вид (в спектакле актеру нарисовали клоунский грим и надели красный нос), что достался он богачу совершенно бесплатно, в качестве подарка за покупку. Но зато его внешность компенсирует острый ум, способный воспроизводить мудрые басни и выкручиваться из разных сложных ситуаций.

Например, он спасает от разорения своего хозяина, спьяну поспорившего выпить все море или отдать свой дом. «Скажи, чтобы море сначала отделили от вод рек, впадающего в него», – дает раб подсказку.

За свои мыслительные подвиги татарский Эзоп желает только одну награду – свободу (здесь должны последовать рассуждения об эзоповом языке на сцене, но их не будет). Безусловно, в этом желании чувствуется некоторая боль татарского народа, который, например, сегодня мало где может говорить исключительно на своем языке.

Но когда Эзоп наконец-то получает свободу, спасательная вышка внезапно прекращается в вышку тюремную. И самому Эзопу дают «вышку» – его ждет смертная казнь за преступление, которое он не совершал.

Красиво говоришь

На подобных языковых, смысловых, метафорических перипетиях (кстати, на греческом языке это слово выглядит очень красиво – περιπέτεια) в основном и держится все внимание зрителя, который со спартанской стойкостью пытается одновременно следить за происходящим на сцене и читать субтитры.

Язык имеет плоть – когда его в качестве лучшего и одновременно худшего блюда подают на стол. Язык неосязаем, но он наполняет нашу жизнь, заполняет все пространство вокруг – создатели постановки показали это буквально, когда в некоторых моментах покрывали проекцией с греческими словами и буквами всю сцену. Поэтому язык во всем его многообразии образов вполне можно назвать еще одним действующим лицом спектакля.

Пьеса Гильерме Фигейредо стилистически пародирует тексты древнегреческого театра. Поэтому она больше декларируют всем понятные истины вроде «человек должен быть свободен», но не имея под этим особой глубины и не подразумевая второго плана.

Столь же простецки выглядит и сама постановка в духе мелодраматической антрепризы: актеры ходят по сцене, карабкаются по вышке и спускаются вниз, изображают пьянство, танцуют и говорят, говорят, говорят на своем красивом языке.

Удивительно, но татарский язык действительно спасает постановку. Звучи она на русском – зал с первых же минут вывихнул бы себе челюсти в зевке.

Но все это несколько отдаляет нас от эмоциональной сопричастности. Безусловно, нам очень жалко страдающего Эзопа – как жалко любого беженца и любого мирного жителя, пострадавшего на войне где-то там, очень далеко, за высоким трехъярусным забором.

С другой стороны, напоминает нам, как велика Россия, как много в ней культур и народов. Разные мы или в чем-то похожи? Мечтаем мы об одном или у нас разные стремления?

Интересно, а как по-алтайски пишется и звучит слово «свобода»?

Что посмотреть еще

Золотухинский фестиваль будет идти до 24 сентября.

Хедлайнером по традиции станет Московский театр на Таганке, которому многие годы служил Золотухин. В завершающий день они покажут спектакль «Горка» в постановке Данила Чащина.

23 сентября в 15:00 в музыкальном театре покажут постановку «В Москву – разгонять тоску» Челябинского «Молодежного театра», а в 19:00 в МТА – «Смерть Тарелкина» Русского драматического театра Республики Башкортостан.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

Афиша
Новости
Соцсети