WP_Term Object
(
    [term_id] => 59
    [name] => В. Золотухин
    [slug] => valerij-zolotuxin
    [term_group] => 0
    [term_taxonomy_id] => 59
    [taxonomy] => category
    [description] => 
    [parent] => 6
    [count] => 1
    [filter] => raw
    [term_order] => 1
    [cat_ID] => 59
    [category_count] => 1
    [category_description] => 
    [cat_name] => В. Золотухин
    [category_nicename] => valerij-zolotuxin
    [category_parent] => 6
)

В. Золотухин

Валерий Золотухин

Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края. Отец – Сергей Илларионович – прошёл всю войну, был несколько раз ранен, после возвращения с фронта много лет проработал председателем колхоза. Мать – Матрёна Федосеевна – работала на почте. Кроме Валерия, у Золотухиных было ещё трое детей.

В шесть лет Валерий Золотухин сломал ногу, выпав из окна детского садика. Год лечения в местной деревенской больнице ничего не дал. Доктора в Барнауле поставили неутешительный диагноз: костный туберкулёз. Следующие три года, с 1948 по 1951, мальчик провёл на больничной койке детского туберкулёзного санатория в Чемале Горного Алтая.

После выписки из санатория ещё долгое время, с четвёртого по девятый класс, Валерий Сергеевич ходил на костылях и бросил их уже в последнем, выпускном классе, начав готовить себя к карьере артиста. Он активно участвовал в местной самодеятельности.

Школьники в Детском кожно-туберкулёзном санатории

Важную роль в становлении личности Bалерия Золотухина в юношеские годы сыграл Владимир Фомин – школьный учитель, на многие годы ставший духовным наставником, товарищем, первым и бескомпромиссным критиком литературных произведений Валерия Сергеевича и его работ в кино. Под своим именем Владимир Фомин стал одним из персонажей повести «Дребезги», а в романе «21-й километр» Bалерий Золотухин вывел его в образе Алексахина, оставив имя и отчество Фомина – Владимир Степанович – своему автобиографическому герою народному артисту Шелепову.

В июле 1958 Bалерий Золотухин приехал в Барнаул, где успешно сдал вступительные экзамены в музыкальное училище. 25 августа 1958 года он стал студентом отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства (ГИТИС). С первого дня в институте Валерий Сергеевич, по совету преподавателей, начал вести дневник, который дополнял всю свою жизнь.

Документальный фильм «Исток»

В 1963 году, ещё будучи студентом-пятикурсником ГИТИСа, Bалерий Золотухин по приглашению своего педагога Ирины Анисимовой-Вульф начал работу в Государственном академическом театре имени Моссовета, прослужив один сезон. Уже в 1964 году Валерий Сергеевич перешёл в труппу только что образованного Московского театра драмы и комедии на Таганке и вскоре стал одним из ведущих артистов, членом худсовета театра. Именно на таганской сцене алтайский актёр сыграл свои главные роли.

В 1965 году Валерий Золотухин впервые снялся в кино, сыграв Петра Трофимова в историко-приключенческом фильме «Пакет». Эта роль принесла артисту первую известность.

Большой успех у зрителей имела лента «Хозяин тайги» 1968 года, где артист сыграл участкового Серёжкина. В этой картине Валерий Сергеевич работал в паре со своим другом Владимиром Высоцким.

ГИТИС. Июнь 1961 года

В 1971 году на экраны вышла музыкальная комедия о гражданской войне «Бумбараш», в которой актёр сыграл главную роль и исполнил песни на стихи Юлия Кима. Фильм принёс Валерию Золотухину огромную популярность и стал на долгие годы его визитной карточкой.

С 2003 года Валерий Золотухин принял на себя художественное руководство Алтайским государственным театром для детей и молодёжи. Под его началом в Молодёжном театре Алтая осуществили ряд крупных театральных проектов, получивших широкий культурный и общественный резонанс. Артист занимался и воспитанием нового поколения актёров, проводил занятия со студентами Алтайской государственной академии культуры и искусств.

С июля 2011 года Валерий Сергеевичч – директор и художественный руководитель Театра на Таганке. С октября 2012 года – директор Театра на Таганке.

5 марта 2013 года стало известно, что Валерий Золотухин тяжело болен и находится в реанимации Российского научного центра рентгенорадиологии. Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков подписал заявление об уходе с поста директора Театра на Таганке Валерия Золотухина, попросившего освободить его от должности по состоянию здоровья.

 

Фильм «Бумбараш». Первая серия

Фильм «Бумбараш». Вторая серия

Утром 30 марта 2013 артист скончался на 72-м году жизни. Прощание с Валерием Золотухиным состоялось 2 апреля в Москве, в Театре на Таганке, 4 апреля в Барнауле, в Молодёжном театре Алтая. Артиста похоронили 5 апреля, согласно его воле, на территории построенного его усилиями и на его сбережения Храма Покрова Пресвятой Богородицы в алтайском селе Быстрый Исток, где он родился.

Общественная деятельность

На Пикете в Сростках с земляками

Валерий Золотухин активно занимался просветительской и художественной работой в Алтайском крае. С момента зарождения традиции проведения Шукшинских чтений он был частым участником мероприятий на горе Пикет. Будучи связанный дружескими и творческими узами с актёром Михаилом Евдокимовым, Валерий Сергеевич активно поддерживал традицию проведения на Алтае регионального фестиваля народного творчества и спорта «Земляки» имени Михаила Евдокимова.

Особой заботой Валерия Золотухина было развитие его родного села Быстрый Исток. С начала 1990-х он вёл сбор средств на строительство церкви. Храм Покрова Пресвятой Богородицы строили 14 лет, его освятили в 2003 году. Этот год в жизни Быстрого Истока был отмечен ещё одним событием — рождением Покровского фестиваля, который стал настоящим явлением культурной жизни региона.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Быстром Истоке

По традиции фестивали в Быстром Истоке начинаются с богослужения в храме в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и завершаются крестным ходом. В программу входят спортивные соревнования, выступления коллективов детской художественной самодеятельности, выставка произведений народных умельцев, встречи московских и алтайских актёров со зрителями. В 2015 году в Быстром Истоке впервые состоялся Фестиваль детского театрального творчества имени Валерия Золотухина «Исток». С тех пор его организовывают ежегодно.

Работы в кино

После невероятного успеха «Бумбараша» Валерий Золотухин стал одним из самых востребованных актёров отечественного кино. Именно в 1970-е  артист создал большое количество запоминающихся ярких образов. За 10 лет он снялся в 18 картинах: «О друзьях-товарищах» (1970), «Салют, Мария!» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Бег» (1971), «Берега» (1973), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Единственная» (1975), «На всю оставшуюся жизнь» (1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Предварительное расследование» (1978), «Маленькие трагедии» (1979) и других.

В 1980-1990-е годы артист исполнил запоминающиеся роли в фильмах «Чародеи» (1982), «Демидовы» (1983), «Человек с аккордеоном» (1985), «Солдат Иван Чонкин» (1994), «Не валяй дурака…» (1998) и так далее.

Фильм «Пакет»

В 2000-е годы Валерий Золотухин вернулся к активному участию в кино- и телепроектах. Начало нового периода кинотворчества артиста положил сериал «Участок» (2003), где Валерий Сергеевич сыграл старика по прозвищу Хали-Гали. Вслед за этим он продемонстрировал актёрское мастерство на съемках фильмов Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), в которых сыграл вампира. Валерий Золотухин принял участие и в постановке экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005), исполнив роль Босого, снялся в картине Владимира Хотиненко «1612» в роли столпника. В последние годы жизни востребованность Валерия Золотухина в кинематографе обрела взрывной характер: в 2009 он принял участие в фильмах «Чёрная молния», «Иванов», «Приказано уничтожить», «В России идёт снег», «Вий. Возвращение», в 2010 году фильмография артиста пополнилась ролями в фильмах «Утомлённые солнцем 2. Предстояние», «Свадьба. Дело. Смерть», «Папа Гамлета», «Доки», «Ярослав», «Ефросинья» и «Снайпер».

Литературное творчество

«На Исток-речушку, к детству моему»

Атмосфера творчества и свободы, созданная и поддерживаемая главным режиссёром Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым, способствовала развитию в театре духа ренессанса. Многие артисты стремились проявить себя сразу в нескольких областях искусства. В такой ситуации писательский дар Валерия Золотухина нашёл благодатную почву для своего роста и расцвета.

К 1968 году он написал рассказы «Старики», «Иван, поляк и карьера», «Три монолога Таньки-стюардессы», начал повесть «Дребезги». Но газеты и журналы не шли навстречу молодому автору. Первым откликнулся журнал «Советский экран». В №1 за 1973 год опубликовали рассказ Валерия Золотухина «Пой, Вовка…», представлявший собой отрывок из повести «На Исток-речушку, к детству моему». Целиком всю повесть опубликовали в этом же году в №6 журнала «Юность». Именно в «Юности» в 1980-90-е годы напечатали самые известные произведения Валерия Сергеевича («Дребезги», «Земляки», «Комдив четырнадцатый», «Похоронен в селе…»), начали публиковать роман «21-й километр». Уже в 2000-х годах артист стал членом редакционного совета этого журнала.

В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет первая книга Валерия Золотухина – небольшой сборник «На Исток-речушку, к детству моему», включавший две повести. Вскоре в журнале «Новый мир» появилась благожелательная рецензия Юрия Щеглова, содержащая наряду с отдельными замечаниями целый ряд похвал в адрес автора.

«Пляши, брат, – где-нибудь играют… Проза разных лет»

В литературном творчестве Bалерия Золотухина отчётливо выделяются два направления: художественная проза и проза дневниковая. Каждое из этих направлений имеет свои хронологические рамки. Если в 1970-80-е годы в творчестве артиста преобладала художественная проза, то 1990-2000-е годы писатель почти целиком посвящает своё время работе над дневниковой прозой. Впрочем, оба направления достаточно тесно связаны друг с другом. Художественная проза автобиографична, нередко включает выдержки из дневников, в то же время дневники писателя часто содержат лирические отступления и размышления автора, так что отдельные части их вполне можно рассматривать в качестве самостоятельных художественных произведений.

Художественная проза Валерия Золотухина представлена повестями, рассказами, очерками, а также незавершённым романом «21-й километр».

«Павел I. Дневники»

Главной темой, к которой прежде всего обращался Валерий Золотухин, – тема происхождения дара, таланта («На Исток-речушку…», «Дребезги», «Прими привет, Расми Халидович!», «Мой Лемешев» и другие). Истоки дара в разные годы алтайский писатель видел то в малой родине, семье («На Исток-речушку…», «Дребезги»), то в духовной силе народа («Похоронен в селе…»).

Bалерий Золотухин принадлежал к числу немногих российских писателей, сделавших театр одной из главных тем своих произведений. Повседневная жизнь театра, протекающая на сцене и за кулисами, отношения между актёрами, история театральных постановок лежат в центре целого ряда рассказов и очерков, а также романа «21-й километр». Несмотря на преобладание этих тем, в целом тематика литературного творчества Валерия Сергеевича ими не ограничивается. Писатель в своих произведениях затрагивал много социально значимых тем: уход молодёжи из села («Дребезги»), сталинские репрессии («Рассказы бабки Екатерины»), непарадная сторона освоения целины («Дребезги»), антиалкогольная кампания середины 80-х годов и другие.

Дневниковая проза Bалерия Золотухина представлена повестью «Всё в жертву памяти твоей» (1991), книгами «Секрет Высоцкого» (2000), «Таганский дневник» (2002), «На плахе Таганки» (2003), «Знаю только я» (2007), хорошо известными почитателям творчества артиста и писателя.

Библиография

Актёрское творчество

Валерий Золотухин в образе Водоноса Вана

Активную работу в кинематографе Валерий Золотухин успешно сочетал с театральной деятельностью. В 1970-1980-е годы он стал одним из ведущих актёров Московского театра драмы и комедии на Таганке. Среди его театральных героев: Водонос Ванг («Добрый человек из Сезуана»), Юнкер Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Вадим Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Фёдор Кузькин («Живой»), Юрий Живаго («Доктор Живаго»), Маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), три роли в спектакле «Пир во время чумы» – Герцог, Дон Гуан и Фауст, Альцест («Мизантроп») и другие роли актёра в спектаклях, поставленных выдающимися режиссёрами Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом. На сцене Центрального академического театра Российской армии артист создал запоминающийся образ императора Павла

Валерий Золотухин в образе Луки в спектакле МТА «На дне»

в спектакле Леонида Хейфеца «Павел I».

Как актёр Валерий Сергеевич выступал и в Молодёжном театре Алтая. На его сцене он сыграл роли Луки в спектакле «На дне» Максима Горького (2003), Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя (2007), Деда в «Праздниках детства» по рассказам Василия Шукшина (2009), Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (2012). Артист много гастролировал по Алтайскому краю.

Работы в театре

Московский театр драмы и комедии на Таганке:
1964 «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Ванг, водонос
1964 «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова. Постановка Юрия Любимова – Грушницкий
1965 «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова – «Баллада-диссертация (Носы)»
1965 «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Постановка Юрия Любимова – От театра, Пьеро, Первый крестьянин, Расклейщик афиш, Оратор
1965 «Павшие и живые», песни на военные стихи.  Постановка Юрия Любимова – «Сороковые-роковые», «Диктатор-завоеватель»
1966 «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта. Постановка Юрия Любимова – Маленький монах
1967 «Послушайте!». Постановка Юрия Любимова – Лирический Маяковский
1968 «Живой» по повести Бориса Можаева. Постановка Юрия Любимова – Фёдор Кузькин (возобновление в 1989 году, спектакль разрешили к постановке только 20 лет спустя)
1969 «Мать» по мотивам романа Максима Горького. Постановка Юрия Любимова – Андрей Находка
1970 «Берегите ваши лица» по поэзии Андрея Вознесенского. Постановка Юрия Любимова

Валерий Золотухин в образе Пети Трофимова

1970 «Что делать» по роману Николая Чернышевского. Постановка Юрия Любимова – Лопухов
1972 «Под кожей статуи Свободы» Евгения Евтушенко. Постановка Юрия Любимова – Студент, изображающий Раскольникова, Задумчивый студент
1973 «Товарищ, верь…». Постановка Юрия Любимова – за Пушкина
1975 «Вишнёвый сад» Антона Чехова. Постановка Анатолия Эфроса – Петя Трофимов
1977 «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Постановка Юрия Любимова – Мастер (ввод в 2000 году)
1980 «Дом на набережной» по роману Юрия Трифонова. Постановка Юрия Любимова – Вадим Глебов
1981 «Владимир Высоцкий». Постановка Юрия Любимова
1982 «Борис Годунов» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Самозванец
1985 «На дне» Максима Горького. Постановка Анатолия Эфроса – Васька Пепел
1986 «Мизантроп» Жана-Батиста Мольера. Постановка Анатолия Эфроса – Альцест
1989 «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Юрия Любимова – Мефистофель, Герцог, Дон Гуан, Фауст
1990 «Самоубийца» Николая Эрдмана. Постановка Юрия Любимова – Первый
1993 «Живаго (доктор)» по роману Бориса Пастернака. Постановка Юрия Любимова – Юрий Живаго
1995 «Медея» Еврипида. Постановка Юрия Любимова – Креонт, царь Коринфа
1998 «Марат и маркиз де Сад» Петера Вайса. Постановка Юрия Любимова – Маркиз де Сад
1998 «Шарашка», главы романа «В круге первом» Александра Солженицына. Постановка Юрия Любимова – Дядя Авенир, Прянчиков, Спиридон Егоров
2000 «Театральный роман» по мотивам сочинений Михаила Булгакова. Постановка Юрия Любимова – Иван Васильевич
2003 «До и после» по произведениям русских поэтов. Постановка Юрия Любимова – Чехов, Сологуб, Бродский
2010 «Мёд» Тонино Гуэрры. Постановка Юрия Любимова – Два брата
2012 «Король умирает» Эжена Ионеско. Постановка Кшиштофа Занусси – Король Беранже Первый

Валерий Золотухин в образе Городничего в спектакле МТА «Ревизор»

Центральный академический театр Российской армии:
1989 «Павел I» Дмитрия Мережковского. Постановка Леонида Хейфица – Павел

Театрально-концертный зал Государственного музея Владимира Высоцкого:
1999 «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Постановка Андрея Максимова – Сальери

Театр Антона Чехова:
2000 «Цена» Артура Миллера. Постановка Леонида Трушкина – Виктор Франц
2001 «Шалопаи, или Кин IV» Григория Горина. Постановка Леонида Трушкина – Эдмунд Кин

«Театр Луны»:
2010 «Прокурорская притча» Александра Звягинцева. Постановка Сергея Проханова – Судья

Театр «Модерн»:
2010 «Счастливое событие» Славомира Мрожека. Постановка Светланы Враговой – Генерал

Валерий Золотухин в образе Деда в спектакле МТА «Праздники детства»

Молодёжный театр Алтая:
2003 «На дне» Максима Горького. Постановка Алексея Песегова  – Лука (смотреть)
2007 «Ревизор» Николая Гоголя. Постановка Андрея Черпина – Городничий (смотреть)
2009 «Праздники детства» по рассказам Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова». Постановка Марата Свободного – Дед (смотреть)
2012 «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Постановка Дмитрия Егорова  – Судья

Государственный музей Александра Пушкина:
2007 «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Постановка Андрея Беркутова – Рассказчик

Московский независимый театр:
2006 «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова. Постановка Валерия Золотухина – Профессор Преображенский
2010 «Все мои сыновья» Артура Миллера. Постановка Кшиштофа Занусси – Джо Келлер

Награды

Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»(1970)
Медаль «Ветеран труда», Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2003)
Лауреат премии Алтайского Демидовского фонда в номинации «Прославляющий Алтай» (2003)
Медаль «За заслуги перед обществом» (2007)
Памятный знак «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2011)
Орден «За заслуги перед Алтайским краем» II степени (2011, «за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры Алтайского края и в связи с юбилеем»)

Фильмография

Валерий Золотухин в фильме «Интервенция»

1965 «Пакет» – красноармеец Петька Трофимов
1967 «Интервенция» (фильм вышел на экраны в 1987 году) – Евгений Ксидиас, предатель-прапорщик
1968 «Хозяин тайги» – участковый, старшина Василий Серёжкин
1969 «Цветы запоздалые» – князь Приклонский, Егорушка
1970 «Салют, Мария!» – Нестор Махно
1970 «О друзьях-товарищах» – Владимир Михайлович Горский, ответственный секретарь МГК РКП(б)
1971 «Пропажа свидетеля» – участковый, лейтенант Василий Фокич Серёжкин
1971 «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» – Яков Турок, странствующий певец
1971 «Бег» – певец
1971 «Бумбараш» – Бумбараш
1973 «Берега» – Сашка, киномеханик
1973 «О тех, кого помню и люблю» – Егор Степанович Васильев, старший лейтенант, командир батальона
1973 «Каждый день доктора Калинниковой» – Евгений Дмитриевич Бибиков, проверяющий из министерства

Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги»

1974 «Царевич Проша» – плут Лутоня
1975 «Весна 29-го года» – Григорий Гай, директор строительства тракторного завода
1975 «На всю оставшуюся жизнь» – дядя Саша, санитар
1975 «Единственная» – Коля Касаткин
1975 «Военные сороковые» – Валерий Золотухин (камео)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – Филька
1977 «Смешные люди!» – парикмахер Макарушка
1977 «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» – Валерий Золотухин (камео)
1978 «Завьяловские чудики» (новелла «Версия») – Санька Журавлёв
1978 «Предварительное расследование» – капитан Василий Фокич Серёжкин
1979 «Маленькие трагедии» – Моцарт
1979 «Ярость» – Карпенко
1980 «Линия жизни» – Орлов
1980 «Тайное голосование» – Иван Фомич Лукаш, заведующий пилорамой, сын председателя колхоза

Валерий Золотухин в фильме «Бумбараш»

1980 «Художник из Шервудского леса» – Гилберт
1981 «Наше призвание» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав), учитель обществоведения
1982 «Яблоко на ладони» – Василий, отец Веры
1982 «Чародеи» – Иван Степанович Киврин
1982 «Мать Мария» – русский пленный
1982 «Остров сокровищ» – Бен Ганн
1982 «Детский мир» – Чатыркин, покупатель
1983 «Средь бела дня…» – Константин Михайлович Мухин
1983 «Демидовы» – Пантелей
1984 «Мёртвые души» – почтмейстер Иван Андреевич и капитан Копейкин
1984 «И вот пришёл Бумбо…» – Костя
1985 «Человек с аккордеоном» – Дмитрий Громцев
1985 «Три процента риска» – Иннокентий Сигизмундович Капчинский, лётчик-испытатель
1986 «Чичерин» – матрос Панкин
1986 «Я – вожатый форпоста» – Михаил Гаврилович Григорьев (Михгав)
1986 «Трава зелена» – Николай
1987 «Сын» – Матвей Георгиевич Погорелов
1987 «Десять дней, которые потрясли мир» – безымянный персонаж

Валерий Золотухин в фильме «Маленькие трагедии»

1987 «Песнь о Великом походе» – чтец
1987 «Апелляция» – Николай Викторович Рыбченко, директор совхоза
1990 «Захочу – полюблю» – Виктор
1990 «Уроки в конце весны» – тюремный банщик
1991 «Говорящая обезьяна» – Иван Иванович Мишуткин, ветеринар
1992 «Как живёте, караси?» – профессор Дмитрий Никитович Тищенко
1992 «Вальс золотых тельцов» – безымянный персонаж
1993 «Охламон» – подполковник
1994 «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – парторг колхоза Килин
1997 «Не валяй дурака…» – Иван Таратайкин
1999 «Борис Годунов» – Григорий Отрепьев
2002 «Театральный роман» – Ксаверий Борисович Ильчин, режиссёр учебной сцены
2003 «Участок» – Семён Миронович, старик по прозвищу «Хали-Гали»
2003 «Спас под берёзами» – Толян Жмухин
2004 «Ночной дозор» – отец Кости, вампир, работающий мясником
2004 «Легенда о Кащее, или В поисках Тридесятого царства» – Велес
2004 «Звездочёт» – Валерий Золотухин (камео)

Валерий Золотухин в фильме «Единственная»

2005 «Брежнев» – Игорь, егерь в Завидово
2005 «Мастер и Маргарита» – Босой Никанор Иванович, председатель жилтоварищества
2005 «Адъютанты любви» – Александр Суворов
2005 «Талисман любви» – Илларион Дронов
2005 «Счастье ты моё» – Климушкин
2005 «Сыщики районного масштаба» – безымянный персонаж
2005 «Не родись красивой» – таксист
2005 «Дневной дозор» – вампир, отец Кости
2005 «Птицы небесные» – Феликс
2005 «Рождественские истории» – безымянный персонаж
2005 «Ночной базар» – безымянный персонаж
2005 «Убойная сила 6» (серия «Мыс доброй Надежды») – Юрий Данилов
2006 «Студенты International» – Лукин
2007 «Софи» (новелла «Рождественская девочка») – Михаил Михайлович, редактор газеты
2007 «1612» – столпник
2007 «Смерть шпионам!» – Полозов Константин Макарович
2007 «Миллионер поневоле» – Григорий Курёхин
2007 «Завещание Ленина» – Пантюхов, доктор-зек
2007 «Полонез Кречинского» – Иван Сидоров
2008 «Парадокс» – завхоз
2009 «Приказано уничтожить!» Операция: «Китайская шкатулка» – Адольф Гитлер
2009 «Чёрная молния» – Павел Владимирович Перепёлкин, изобретатель, учёный, создатель «Чёрной Молнии»
2009 «Дом для двоих» – Пётр Васильевич

Валерий Золотухин в фильме «Вий»

2009 «При загадочных обстоятельствах» – начальник уголовного розыска Иван Борисович Старый
2009 «Доки» – Павел Иванович Грозный, учитель словесности
2010–2013 «Ефросинья» – дед Прохор Игнатьевич
2010 «Иванов» – Иван Сидоров, юродивый
2010 «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» – Пендюрин, капитан баржи «Красного креста»
2010 «Снайпер» – отец Буховцева
2010 «Ярослав. Тысячу лет назад» – Чурила
2011 «Пять невест» – Рыжий дед
2011 «Ярость» (фильм «Сопроводитель») – отец Андрей
2012 «Бригада: наследник» – Швед, главарь бандитской группировки
2013 «Краплёный» – Гаврилыч
2013 «В России идёт снег» – Тимофеев
2013 «Повороты судьбы» – Иван Петрович
2014 «Вий» – Явтух

Дубляж

1960 «Квартира» – Си Си «Бад» Бакстер (Джек Леммон)
1971 «12 стульев» – Остап Бендер (вокал) (Арчил Гомиашвили)
1973 « Иван Васильевич меняет профессию» – Жорж Милославский (вокал) (Леонид Куравлёв)
2008 «Особо опасен» – Пекварски (Теренс Стэмп)
2009 «9» – Второй (Мартин Ландау)

Фотоальбом «Валерий Золотухин. Детские годы»
Фотоальбом «Валерий Золотухин. Студенческие годы, ГИТИС»
Фотоальбом «Валерий Золотухин в спектакле «Собачье сердце» Михаила Булгакова»
Фотоальбом «Открытие мемориальной доски Валерия Золотухина»

Новости

23.10.2020

«Катунь 24»: рассказываем, какие премьеры ждут зрителей Молодёжного театра Алтая

20.10.2020

Web-театр: артистка МТА Галина Чумакова читает стихи Роберта Рождественского

16.10.2020

Зрители и коллеги поздравили артиста Александра Чумакова с 60-летием

14.10.2020

Артист МТА Александр Чумаков отметит юбилей на сцене

12.10.2020

Артистка МТА Наталья Сляднева стала лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

09.10.2020

«Континент Сибирь»: зона отчуждения – чем удивил спектакль «Временно недоступен»

В труппе Молодёжного театра Алтая пополнение

«Катунь 24»: рассказываем, какие премьеры ждут зрителей Молодёжного театра Алтая

Как стартовал театральный сезон и какие премьеры ждут зрителей Молодежного театра Алтая, поговорили в программе «Интервью дня».

Источник: «Катунь 24»

смотреть видео

Web-театр: артистка МТА Галина Чумакова читает стихи Роберта Рождественского

В период ограничений из-за коронавируса Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих проводит проект «Голоса наших книг». Его цель – познакомить читателей с дикторами-волонтёрами, участвующими в создании аудиоверсий произведений алтайских писателей.

Артисты Молодёжного театра Алтая всегда участвуют в проектах библиотеки. К примеру, МТА и радиостанция «Серебряный дождь в Барнауле» пополнили фонд АКСБ книгами о войне. Виктор Синицин записал рассказ Владимира Богомолова «Иван», в исполнении Галины Чумаковой звучат рассказы Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова», «Никита» Андрея Платонова и «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва, а Любовь Хотиёва озвучила повесть Любови Воронковой «Девочка из города».

На этот раз заслуженная артистка России Галина Чумакова прочла стихи Роберта Рождественского «Ноктюрн» и «Две песни моего друга». Записи вошли в аудиосборник стихов Роберта Ивановича «Я жизнь люблю!».

слушать

Зрители и коллеги поздравили артиста Александра Чумакова с 60-летием

16 октября в Молодёжном театре Алтая чествовали Александра Чумакова. В этот день ведущему мастеру сцены исполнилось 60 лет.

Сразу после трагедии «Гамлет» на сцену вышла заместитель председателя Алтайской краевой организации Союза театральных деятелей России Ольга Казаковцева с премией артисту к юбилею. Премию от театра вручила и директор МТА Ирина Лысковец. Также она передала Александру Чумакову Благодарность от Министра культуры Алтайского края Елены Безруковой за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие театрального искусства в регионе.

«Александр Иванович, мы поздравляем вас с юбилеем. Желаем любви зрителей, признания, быть востребованным, желаем, чтобы все режиссёры мечтали работать с вами. Мы вас очень любим», – сказала Ирина Лысковец.

Александр Чумаков ответил: «Я очень благодарен своей семье. Вся она сейчас стоит на сцене. Зрителям хочу сказать отдельное спасибо. Мы с вами – единое целое. Возможно, звучит банально, но это действительно так. Мы отдаём вам энергию, вы нам её возвращаете. Каждый спектакль зависит именно от тех людей, кто находится в зале. Мы, артисты, идём от вашего дыхания, ваших глаз, ваших улыбок. Будьте, пожалуйста, с нами, приходите чаще, мы вас ждём всегда».

Артист МТА Александр Чумаков отметит юбилей на сцене

В пятницу, 16 октября, ведущий мастер сцены Молодёжного театра Алтая Александр Чумаков отпразднует юбилей. Как и положено артисту, в этот день он выйдет к зрителям – исполнит роль Полония в спектакле «Гамлет».

Александр Иванович в 1982 году окончил Алтайский государственный институт культуры, в 1991 году – Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). В театре он работает почти 40 лет. Ведущий мастер сцены отличается невероятной работоспособностью. Благодаря спортивному телосложению, вокальным данным, владению музыкальными инструментами и танцевальным навыкам артист востребован у каждого режиссёра.

Александр Чумаков блистательно исполняет роль Бродяги Моцарта в важной сказке для детей от шести до ста лет «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло. Играя Рассказчика в пластической драме «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика, тяжелейшего спектакля в плане физической нагрузки, Александр Иванович не уступает в силе и выдержке молодым артистам МТА. Каждый зритель запоминает его Мистера Уэбба в трагикомедии «Наш городок» Торнтона Уайлдера. Ещё одним ярким образом стал Король в романтической истории «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро. Критики и ценители театра отмечают его работу в премьере сезона – трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира.

Даже после успешных премьерных показов Александр Иванович не прекращает трудиться. Сейчас он учит сразу несколько ролей, готовясь к вводам. В ближайшее время галерею работ пополнят Царь в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок, Папаша в спиритическом сеансе «Чёртова закуска» Надежды Тэффи и Мужчина в комедии «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева.

Приходите на «Гамлета» поздравить Александра Чумакова с 60-летием лично. Начало спектакля в 18:30.

Артистка МТА Наталья Сляднева стала лауреатом Губернаторской премии имени Валерия Золотухина

В Алтайском крае определили лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. Среди победителей – артистка Молодёжного театра Алтая Наталья Сляднева.

Она окончила Новосибирский государственный театральный институт в 2013 году по специальности «Артист драматического театра и кино», один сезон работала в Алтайском краевом театре драмы имени Василия Шукшина. В 2014 году Наталью Слядневу приняли в труппу Алтайского государственного театра для детей и молодёжи имени Валерия Золотухина.

У девушки хорошие сценические данные. Она стройная, пластичная, с вокальными способностями. Это делает её востребованной – Наталья Сляднева играет во многих спектаклях как для детей, так и для взрослых. В этом творческом сезоне она исполняет роли Рассказчицы («Охота жить» по рассказам В. Шукшина), Медузы («Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок), Вари («Вишнёвый сад» А. Чехова), Царицы («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина), Придворной дамы («Обыкновенное чудо» Е. Шварца), Глаши («Гроза» А. Островского), Жены Ильки («Чёртова закуска» Н. Тэффи), Домны Белотеловой («Бальзаминов. ЖенитьБЫ» по мотивам пьес А. Островского), ХанаХары («Принцесса волшебного леса» Н. Гончаровой), Мачехи («Четыре веера из шкатулки» по мотивам японских сказок), Первой дамы («Алексей Каренин» В. Сигарева), Вии (Wonder boy, сценическая композиция М. Соколова), Эмили Уэбб («Наш городок» Т. Уайлдера), О-Рэн Ишии (Kiddo А. Липовского).

Увидеть Наталью Слядневу на сцене можно уже 16 октября, артистка занята в трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира.

Справка

Губернаторскую премию имени Валерия Золотухина в области театрального искусства учредили в регионе в 2014 году. Это одна из форм государственной поддержки молодых актёров, режиссёров, сценаристов театров Алтайского края, студентов театральных курсов. Ежегодно премию присуждают четырём молодым театральным деятелям и трём студентам.

«Континент Сибирь»: зона отчуждения – чем удивил спектакль «Временно недоступен»

В Молодежном театре Алтая состоялась премьера спектакля «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер. Новосибирско-московская постановочная группа сделала невозможное. Из подробного дневника скучной, но нервной действительности немецкой семьи, переживающей утрату, вытянули современную приключенческую драму с саспенсом, пластическими и коллажными вставками, открытыми эмоциями «детей» и «отца».

Автор пьесы – из поколения пятидесятилетних независимых режиссеров и драматургов Германии. Петра Вюлленвебер была одним из основателей театра «Цайтшпрунг», а последние двадцать лет называет себя независимым режиссером и автором. Российская театральная общественность узнала это имя четыре года назад на фестивале «Арлекин». Участник режиссерской лаборатории фестиваля Андрей Загородников (ученик Фильштинского) поставил эскиз этой самой ее пьесы «Временно недоступен». Эскиз понравился и быстро вырос в репертуарный спектакль ТЮЗ имени Брянцева. Питерский вариант получился ярким и современным, эмоциями в нем управляла музыка. В Барнауле, благодаря трем художникам – Марине Ивашковой (художник-постановщик), Марине Веселовой (художник-иллюстратор) и Елене Алексеевой (художник по свету) – разыграли визуальную карту.

Время и пространство наваливается на героев спектакля анимированными коллажами, определяющими контекст их загнанной жизни. Время тикает, трубы гудят, действительность скачет как старая пластинка. Авария-болезнь-смерть лишает воли, смысла, уверенности. Ладную еще несколько дней назад семью «вспучивает» то там, то сям, геометрия действительности упрямо не восстанавливается, горизонт завален, вертикальные связи распадаются, перпендикулярные прямые любви, личной истории, частного знания и сближающих обстоятельств не пересекаются.

Отец (Александр Савин) все так же форсирует объем своего автомобиля, мечется по переговорам, врывается в космос интернета с запросами о безукоризненном выстраивании каждой минуты и каждого километра дня. И чем четче его запросы и совершеннее его планинг, тем хуже становится связь с действительностью. Настоящие буддисты знают – чтобы всюду успеть, нужно остановиться. Осознанность важнее потоков данных и даже сформулированного знания. Отцу кажется, что он недавно потерял жену. А на самом деле он давно потерял себя. Борьба за внутреннюю эффективность, шумное ускорение и пылкий темперамент – частая маскировка беспомощности, потерянности и даже депрессии. Пока жена была жива, в действительности этого занятого страхового агента, минимизирующего любые риски, оставалось счастье, но уже не было смысла (цитируя текст песни Вадима-Димы Кузьмина). С потерей ушло и наслаждение. Осталась только суета.

Политика избегания застарелая. Это не ответ на смерть – скорее, реакция на потерю смысла существования. Хочется собраться с мыслями, поднакопить сил, взяться за детей, карьеру, саморазвитие. Только не сегодня. Слишком сложно артикулировать утраченные ценности, слишком жалко исчезающего сквозь пальцы себя, слишком гулко в этом вечно холодеющем мире, слишком многого все хотят и некуда скрыться.

Дети – Анастасия Данилова и Владимир Кулигин – воспринимают дистанцию взрослых как предательство. В их подростковой реальности любая мелочь – всерьез. Хочется ощущать себя частью клана, спрятаться за крепкие плечи тех, кто знает, что хочет, умеет вытянуть причинно-следственные цепочки из бардака этого мира. Ну, или просто выслушает.

У Веньи и Нико по велению Петры Вюлленвебер складывается жизнь в пересказе – пьеса соткана из «повествовательных монологов», герои только готовятся действовать. Месяцы пролетают на паузе. Рушатся и штопаются отношения, пишутся и отменяются увлечения, мало-помалу подростки заражаются отцовским невмешательством. Хочется переждать эту бурю. Заставить кого-то другого сделать монтаж, ускорить пленку, домотать до титров, заставить историю исчерпать себя без личного участия. Это море должен выпить какой-нибудь заезжий Ксанф.

Катализатором, провокатором, острым углом, доставляющим боль, возвращающим память, добавляющим переживания, становится бабушка (Галина Чумакова). Человек со стороны, выпавший из контекста, но знающий первооснову, сформировавший когда-то архетипы, отпустивший вожжи, но не утративший умения править. Это она мобилизует семейную армию, ставит всех «под ружье», когда смягчающий всеобщий развал быт начинается рваться на лоскутки и в скорбную действительность снова стучится смерть.

Всех нас – и героев пьесы, и немногочисленных, восседающих на сцене зрителей – словно бы окунают в кипяток. Гипертермия необходима для обновления. Мы все понимаем – не случись этого испытания, не прорви Нико окно в другую реальность, не соберись мы в кружок и в масках в эпоху второй ковидной волны в Молодежном театре Алтая, не доведи нас частная трагедия незнакомой немецкой семьи до слез, не случилось бы и прозрения.

Пора брать себя в руки. Пришло время отключать режим сохранения энергии. 2020-ый заставил нас составить список того и тех, кого мы можем потерять. Этот високосный год целиком как авария на пустом перекрестке. Подвозят все новых раненных и погибших, а мы смыкаем ряды, безмолвствуем до поры, откладываем, пережидаем в зоне отчуждения. Мы нужны близким, но временно недоступны. От нас ждут действий, а мы все еще пытаемся поднакопить данных, чтобы не ошибиться в своих оценках ситуации, в выборе направления и скорости спасения.

А в это время наши Нико рискуют собой, отправляясь к далекой двери, за которой – привычная, полная любви, предсказуемая и счастливая жизнь. Пора включаться. Их нужно спасать.

Антон Веселов

Источник: «Континент Сибирь»

В труппе Молодёжного театра Алтая пополнение

В новом творческом сезоне труппу Молодёжного театра Алтая пополнил артист Анатолий Медянцев. В 2017 году он окончил Ярославский государственный театральный институт по специальности «Актёр драматического театра и кино». Тогда же начал работать в пермском театре «У Моста». За три года исполнил более 40 ролей.

Анатолий Медянцев – участник Международного театрального фестиваля имени Нодара Думбадзе, Международного фестиваля Мартина МакДонаха, Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь», Фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского», Международного театрального фестиваля «МаскерадЪ» и других.

В труппу Молодёжного театра Алтая принят в 2020 году. В ближайшее время Анатолий Медянцев выйдет к зрителям в ролях Чорта в спектакле «Камедыя» по пьесе Каэтана Марашевского, Момо в постановке «Мсье Ибрагим и цветы Корана» и Рассказчика в литературном спектакле «Охота жить» по рассказам Василия Шукшина.

Афиша
Новости
Соцсети